В 2020 году состоялись премьеры ряда гаджетов, поддерживающих технологии, которые еще буквально вчера казались чем-то футуристичным и недосягаемым — среди них 5G, дополненная реальность, складные дисплеи, частота обновления экрана в 120 Гц и многое другое.
Однако, как отмечает портал Business Insider, эти инновации могут быть не готовы для массового внедрения.
Эти технологии уже присутствуют в современной жизни, но извлечь из них пользу могут далеко не все потребители.
При этом производители используют эти функции в маркетинговых материалах, представляя их как продающую особенность своих устройств.
Поддержка 5G-сетей
Например, в начале октября Apple представила новую линейку iPhone 12, которая может поддерживать сети 5G, обеспечивающие повышенную скорость передачи данных по сравнению с сетями предыдущего поколения. Введение этой функции позиционировалась генеральным директором компании Тимом Куком как прорыв и «начало новой эры для iPhone».
Факт того, что возможность ловить сеть 5G стала стандартом для последних iPhone, подразумевает, что теперь миллионы пользователей смартфонов от Apple будут иметь доступ к сети нового поколения.
Однако есть одно значительное «но»: 5G есть далеко не везде.
Например, в России есть всего несколько экспериментальных зон, где возможно поймать сигнал сотовой сети пятого поколения. В других странах, в том числе США, 5G работает лишь в нескольких городах и является недоступной для большей части населения.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что покупать аппарат с поддержкой 5G в надежде, что завтра пользователь сможет поймать эту сеть, неразумно. По его мнению, пятое поколение сотовой связи может получить широкое распространение лишь в 2021-2022 годах.
«Все зависит от того, где вы будете пользоваться смартфоном. 5G-сети постепенно появляются, ряд стран уже вводят их, например, Япония и Южная Корея. Другое дело, что таких сетей в России сегодня нет,» — говорит Муртазин.
Таким образом, наличие 5G в смартфоне не гарантирует того, что пользователь сможет оценить все преимущества связи нового поколения, так как во всем мире отсутствует необходимая инфраструктура. При этом поддержка этой технологии уже сейчас присутствует в смартфонах многих мировых брендов, включая Samsung, Huawei и других лидеров отрасли.
Новые визуальные возможности
В этом ноябре на рынке появятся сразу две игровые консоли следующего поколения — Xbox Series X и PlayStation 5.
Многие геймеры с нетерпением ждут выхода приставок, которые обещают своим пользователям улучшенное качество графики. Однако, скорее всего, не все игроки смогут ею насладиться.
Как обещают производители в лице Sony и Microsoft, их консоли смогут поддерживать разрешение 4К и частоту обновления экрана в 120fps.
Однако телевизоры, способные потянуть такие настройки изображения, только начали появляться на рынке, и позволить их себе может далеко не каждый.
Так, Sony в июне выпустила телевизоры специально «готовые к PS5».
Стоимость моделей телевизоров ZH8 составляет от 650 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от диагонали.
Игровой журналист и блогер Антон Логвинов рассказал «Газете.Ru», что способности новых консолей воспроизводить графику в высоком разрешении — обычный маркетинговый ход.
«Производители просто ставят новые порты. Один из них поддерживает 120 fps, телевизоры с данными портами тоже поддерживают такую частоту обновления кадров. Но в реальности существует минимум игр, которые на такой скорости кадров вообще будут работать. Может быть, киберспортивные игры или инди-игры, но современные тайтлы могут потянуть только 60 кадров в секунду. И в этом нет никакой проблемы.
Мы далеки от того, чтобы современные игры поддерживали частоту кадров в 120 fps, такого, наверное, никогда не будет и никому не нужно.
Нам нужны новые технологии, новая графика», — рассуждает Логвинов.
«Потребителю нужны новинки»
Запуск консолей нового поколения и эволюция сотовых сетей — это серьезный шаг в будущее, но пока ощутить это шаг может лишь малое количество пользователей. «Газета.Ru» опросила экспертов, чтобы узнать, почему производители внедряют технологии, которые массовый потребитель не в состоянии оценить.
Руководитель азиатских проектов коммуникационной группы iMARS Алексей Чигадаев считает, что в «технологиях будущего» есть смысл.
«Сначала появилось колесо — и только потом были адаптированы дороги, по которым можно передвигаться. Аналогичная ситуация с автомобилями, игровыми консолями и мобильными телефонами», — отмечает Чигадаев.
Эксперт считает, что при запуске «технологии будущего» доступны лишь ограниченному числу людей — в первую очередь из-за высокой стоимости и ограниченного количества самих гаджетов.
«Чем больше объемы производства и степень распространения среди потребителей — тем дешевле становится производство, а цена на гаджеты постепенно снижается, что делает продукт доступным все большему числу потребителей. Это важная экономическая составляющая… Уже в ближайшем будущем это даст старт новому классу гаджетов, развитию телекоммуникационного оборудования, рекламной сферы, индустрии игр — одно лишь внедрение телефонов 5G вызовет колоссальные изменения в самых разных отраслях», — рассказывает эксперт.
Также Чигадаев напоминает и о рекламной составляющей.
«Потребителю нужны новинки — в этом также есть большая доля чистого маркетинга. За последние два десятилетия покупатель привык к фантастическому росту технологического прогресса — и как следствие, растет и его аппетит.
Никто из ныне живущих покупателей не может представить себе, что проведет следующие 5-6 лет с одним и тем же телефоном.
Потребление — стимул экономического развития, и одновременно, новая религия XXI века», — заключил эксперт.
Менеджер по продукции OPPO Максим Дьячкин считает, что если компании перестанут разрабатывать технологии будущего, прогресс во всей отрасли остановится.
«Инновационные компании всегда работают над созданием технологий будущего. Это часть технологического прогресса, которая помогает регулярно создавать новые устройства для всего мира. Действительно, сначала инновации могут быть доступны немногим пользователям, но по мере развития они становятся частью повседневной жизни большинства потребителей», — рассказывает Дьячкин.
Татьяна Даниэлян, вице-президент по управлению проектами ABBYY, уверена, что компании таким образом хотят опережать конкурентов, предлагая то, чего нет у других.
«При этом выпуск на рынок новых продуктов, будь то телефоны, корпоративные программы или даже беспилотные автомобили, всегда сопряжен с проверкой гипотез. Для этого у большинства компаний есть программы early adopters. Выбирают группу людей с заданными социально-демографическими характеристиками, уровнем дохода, образованием, задачами или «болями», которые они могут излечить с помощью будущего продукта.
Early adopters помогают выявить новые сценарии использования чего угодно: устройства, программы, приложения, дрона, очков виртуальной реальности, почтового клиента Amazon, нового дизайна интерфейса Facebook и т.д.
На этой группе отрабатываются новые функциональные возможности, вносятся корректировки и улучшения», — объясняет Даниэлян.
Эксперт отметила, что «технологии будущего» доступны на первом этапе ограниченному кругу пользователей. Именно они являются целевой аудиторией продукта, который потом может стать массовым и за который затем заплатят люди с похожими характеристиками.