В декабре прошлого года стало известно о создании Project Connected Home over IP — новой промышленной группы, в которую войдут Amazon, Google, Apple и Zigbee Alliance. Компании, которые являются конкурентами за внимание потребителей на рынке устройств для умного дома, объединились в союз, чтобы создать единый стандарт для таких гаджетов.
По данным IDC за сентябрь 2019 года, мировой рынок устройств для умного дома к концу года должен был составить 815 млн единиц. К 2023 году их число вырастет до 1,39 млрд смарт-гаджетов. При этом у каждого вендора есть собственные стандарты, которые могут оказаться несовместимыми с продуктами от другого бренда.
Чтобы потребители не сошли с ума от многообразия форм умного дома, производителям необходимо унифицировать подход к созданию подобных устройств.
Как следует из официального сайта проекта, конкретные разработки по этому вопросу будут выпущены к концу 2020 года, а в 2021 году уже ожидается появление первых результатов.
«В основе проекта лежит общее убеждение, что устройства умного дома должны быть безопасными, надежными и удобными в использовании. Базируясь на Internet Protocol (IP), проект направлен на обеспечение связи между устройствами умного дома, мобильными приложениями и облачными сервисами, а также на определение конкретного набора сетевых технологий на основе IP для сертификации устройств», — говорится в совместном пресс-релизе участников Project Connected Home over IP.
Нельзя не заметить, что создание альянса между крупнейшими игроками Кремниевой долины, являющихся конкурентами между собой, является достаточно редким случаем. Это вызывает ряд вопросов о целесообразности такого союза, последствиях для потребителей, а также возможном появлении новой монополистской структуры, которых в последнее время сильно опасаются американские власти.
Как рассказал «Газете.Ru» директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, соглашение между IT-гигантами является уже сложившейся практикой — на рынке существует уже около десятка отраслевых стандартов и ассоциаций, их продвигающих.
По его словам, это удобно и выгодно как потребителям, так и производителям: чем больше компания тратит времени и сил на дополнительные стандарты, тем дороже ее продукция.
При этом он добавил, что открытые стандарты и интероперабельность [функциональная совместимость] положительным образом сказываются на развитии технологий, так как увеличивают конкуренцию среди брендов. Таким образом, объединение IT-гигантов не приведет к усилению их монополии на рынке.
«К монополиям приводит создание собственных walled gardens — закрытых платформ c невозможностью переноса устройств за пределы экосистемы одной компании. Поэтому создание универсального протокола позволяет потребителям не зависеть от платформы и делать свободный выбор продукции», — считает Плуготаренко.
По мнению эксперта, в России также есть отраслевая ассоциация и стандарты, совместимые с международными, поэтому технических препятствий для участия отечественных компаний в подобных объединениях нет.
«Это в большей степени зависит от экономических факторов и управленческих решений», — заключил собеседник издания.
Рано или поздно подобное событие должно было произойти, так как размер рынка IoT [интернета вещей] только в России составляет приблизительно $4 млрд, считает ведущий эксперт направления «Интернет вещей» ИТ-компании КРОК Ирина Степанова.
«Вместе с развитием и ростом значения, отрасли просто необходимы стандарты.
Они позволят унифицировать весь зоопарк устройств, которые выпускаются компаниями.
Ведь, по сути, сейчас нет даже общих правил информационной безопасности, которые должны быть реализованы в устройствах умного дома», — заявила Степанова.
Дело в том, что унификация, в том числе технологий и различных устройств – это общее веление времени, поясняет основатель криптовалютного необанка Chatex Владислав Булочников.
«Это та же самая ситуация, которая была с зарядниками для мобильных телефонов – у каждого производителя свой разъем, свой зарядник.
Со временем произошла унификация этого устройства – все зарядники к разным моделям телефонов стали одинаковыми.
То же самое происходит в самых разных направлениях, в том числе в технологии управлении умным домом», — считает эксперт.
Он добавил, что такой шаг вряд ли приведет к удушению инноваций, так как каждая из компаний-участников превосходит по капитализации и возможностям ВВП многих развивающихся стран: у них есть возможности для получения и развития нужных технологий первыми в мире.
«Пока что я оцениваю эту инициативу положительно, так как она поддерживается основными игроками IoT-рынка, а также ориентирована на безопасность, — считает исследователь угроз интернета вещей в Avast Марко Збирка, — Из истории развития технологий мы видим, что столкновение стандартов — это нормально.
Даже если одна технология становится более популярной, это не означает, что инновации прекращаются.
Это может означать, что сместится фокус, вектор развития, что ресурсы будут использоваться для общих интересов, а это может ускорить прогресс».
Сегодня можно с уверенностью сказать, что многие пользователи уже готовы к технологиям умного дома, и многие этим интересуются, поэтому выход на рынок компаний, делающих эти технологии доступными для широких масс, был лишь вопросом времени, соглашается председатель совета директоров Promobot Алексей Южаков.
«Наиболее актуальная проблема сейчас — совместимость устройств. Учитывая список компаний, вошедших в альянс, и объем доступных им ресурсов, а также ситуацию на рынке, мой прогноз скорее положительный», — считает эксперт.
По мнению Южакова, у российских компаний тоже есть шанс присоединиться к этому альянсу.
«Смотря в каком формате. Для вступления в проект Project Connected Home over IP скорее всего компании нужно обладать масштабами сопоставимыми с Samsung или Texas Instruments. Если рассматривать российские компании, то по масштабам разве что у Яндекса есть подобные шансы, но и им это, скорее всего, не нужно. Для того, чтобы получить свой «кусок пирога» и выпускать свои устройства — не обязательно быть частью данного проекта», — пояснил собеседник издания.
Директор технического департамента «ХайТэк» Дмитрий Ласьков также положительно оценил данную инициативу. По его словам, в скором времени любой человек сможет самостоятельно приобретать системы «умного дома», устанавливать их и сразу начинать пользоваться – настройка подобных устройств будет сведена к минимуму, достаточно только подключить их к беспроводной сети.
«Кроме того, стоимость стандартизированных устройств будет постепенно снижаться в связи с эффектом масштаба, что позволит, с точки зрения экономической целесообразности, сделать умный дом ближе и доступнее для широких масс потребителей.
Все-таки пока умный дом в России преимущественно встречается в сегменте элитного жилья», — отметил Ласьков.
Инициатива сама по себе хороша, но важно понимать каким образом она будет реализована, считает директор по продуктам и инновациям VR_Bank Михаил Петров.
«Ведь сама по себе такая идея для Кремневой долины не нова. Я бы не стал говорить об ухудшении инноваций. Скорее речь может идти об изменении подхода при создании продукта. Ведь объединив все под один «стандарт» у новичков и энтузиастов скорее всего появятся сложности. Все помнят историю с Facebook по ущемлению продуктов сторонних разработчиков и совсем недавний прецедент с Apple и Epic Games. А эти компании, между прочим, основа основ Кремневой долины», — заявил Петров.
При этом он не исключает того, что объединение и без того крупных техкомпаний еще больше усилит их монополию на рынке.
«Это действительно так. Проблема даже не в их монополии, а скорее в том, что в их стратегии уже заложена покупка и поглощение стартап-кампаний из самых разных секторов. При этом как правило при таком объединении страдает дух стартапа и эффективный менеджмент в скором времени покидает компанию», — сообщил эксперт.
На вопрос о том, есть ли шанс у компании из России присоединиться к этому конгломерату, Петров признал, что в ближайшей перспективе это вряд ли кажется возможным.
«Вместе с этим в нашей стране есть масса удачных примеров успешных компаний создателям которых не пришлось уезжать в Кремниевую долину чтобы создать действительно успешный продукт», — подытожил собеседник «Газеты.Ru».