Российские ТВ-вещатели выступили с предложением о регулировании «контентных интернет-платформ», распространяющих медиаконтент, по тем же правилам, которые действуют для телеканалов, сообщает РБК. Об этом говорится в проекте Концепции развития телерадиовещания на 2020–2025 годы.
Под «контентными интернет-платформами» подразумеваются телеканалы, которые можно смотреть онлайн, новостные агрегаторы и социальные сети, «которые по многим признакам могут быть отнесены к СМИ, но не являются таковыми».
Как следует из концепции, необходимость регулирования подобных площадок возникла в связи с тем, что россияне все чаще обращаются к интернет-ресурсам для просмотра видеоконтента, однако эта сфера не регулируется так же, как традиционные средства массового вещания, в частности телевидение.
По данным «Делойт», в 2019 году среди платформ для просмотра видеоконтента первое место по популярности занимал YouTube (86%). Также более половины респондентов смотрели видеоконтент на сайте ВКонтакте (59%) и через поисковую платформу Яндекса (52%). Для просмотра платного видеоконтента россияне чаще всего выбирали онлайн‑кинотеатры, на которые приходилось 86% этой аудитории. Кроме онлайн-кинотеатров, участники опроса пользовались интерактивным ТВ, предоставляемым операторами связи (16%), цифровыми магазинами, такими как iTunes и Google Play (13%). Платные сервисы телеканалов уже тогда занимали последнее место (9%).
«Должны создаваться условия, обеспечивающие доступ населения к телевизионному и радиоконтенту во всех средах распространения (наземной эфирной, спутниковой, кабельной, интернет-среде) при сохранении ведущей роли обязательных общедоступных телерадиоканалов как гарантии обеспечения информационных прав граждан», — утверждают авторы документа.
Как отмечает издание, на текущий момент в отношении телеканалов действует ряд правил — так, например, доля владения иностранными компаниями не может превышать 20%. Также регламентируется объем рекламы, длительность которой в сутки должна быть ограничена. Для ряда некоторых программ, например, детских, действуют ограничения по товарам и услугам, показываемым в рекламе. Кроме того, все программы должны иметь возрастную маркировку, предупреждающую о недопустимом для детей контенте.
На сегодняшний день эти правила не применимы к социальным сетям, например, «ВКонтакте» или Facebook, онлайн-кинотеатрам и крупнейшему в мире видеохостингу YouTube. Однако вещатели намерены в скором времени исправить эту ситуацию.
Сообщается, что они предложили законодательно обязать владельцев интернет-площадок, распространяющих медиа-контент, использовать единую технологическую платформу для телеканалов первого и второго мультиплексов. Кроме того, предлагается определить правовой статус единого измерителя телевизионной аудитории и аудитории в интернете, а также создать единую систему маркировки аудиовизуального контента специальными метками, которая позволит собирать и анализировать информацию о контенте в интернете.
По словам главы Медиакоммуникационного союза (МКС) Михаила Демина, «тезис о необходимости внедрения аналогичных подходов к регулированию всех видов вещательной деятельности как на стороне операторов, так и на стороне вещателей давно обсуждается на разных площадках и, как правило, разногласий не вызывает».
Однако как сообщили в «Яндексе», решение подобных задач невозможно без привлечения интернет-компаний, поэтому бренд предложил свою экспертизу. Компания Mail.Ru Group от комментариев отказалась.