Основные показатели
По данным страховых компаний, в России количество ДТП с участием такси в пересчете на миллион километров снизилось на 28%. Авторы исследования сравнивали показатели аварийности зимы 2019-2020 года с данными зимы 2018-2019 года (то есть в «доковидный» период), а также учитывали интенсивность использования такси, которое год к году растет.
Количество тяжелых ДТП с участием такси, которые повлекли страховые выплаты в размере более 100 тысяч рублей, в пересчете на миллион километров снизилось на 25%. Вдумайтесь: за 2 года – на четверть.
Кстати, еще по итогам 2018 года Аналитический центр при Правительстве РФ отмечал, что поездки в такси примерно в 2,6 раза безопаснее, чем поездки на личном автомобиле. Но, учитывая частоту попадания такси в ДТП, рекомендовал ряд мер для улучшения ситуации. В их число входят обновление парка такси, приобретение более безопасных моделей автомобилей, оснащение транспорта техническими средствами, которые фиксируют реальное время работы водителей, создание единой базы данных агрегаторов такси, чтобы не допускать ситуаций, когда один и тот же водитель выходит на работу сначала в одной компании, а потом в другой. Также эксперты предлагали ввести профессиональные права для водителей такси, улучшить качество медосмотров за счет внедрения телемедицины, разработать специальные страховые программы.
Частично эти меры уже введены, и с ними, а также с другими инициативами, направленными на повышение безопасности такси, можно связывать достигнутое снижение аварийности. И прежде всего я говорю о развитии технологий безопасности в цифровых сервисах. И тут мы снова и снова возвращаемся к первоначальному тезису: IT-технологии работают бок-о-бок с офлайновыми мерами, такой симбиоз приводит к росту безопасности.
Безопасность – дело техники
Итак, какие же «цифровые сервисы-помощники» и IT-технологии могут кардинально повлиять на безопасность и безаварийность пассажирских грузоперевозок?
Биометрия
Сегодня уже существуют и, что отрадно, внедряются биометрические способы идентификации водителей такси. Для чего это нужно? Чтобы зарегистрированный в агрегаторе водитель не передавал свой автомобиль другому человеку.
Система контроля скорости такси
По данным Национального управления безопасности дорожного движения США, именно превышение скорости является причиной четверти всех аварий со смертельным исходом. Сокращение средней скорости на 10% ведет к снижению общего числа аварий на 19%, серьёзных — на 27%, со смертельным исходом — на 34%.
В некоторых сервисах водители такси получают предупреждение, если они превышают скоростной режим. И это работает: по данным Яндекс.Такси, там, где есть такой контроль, более 90% водителей-нарушителей начинают соблюдать скоростной режим после предупреждений. Остальные реагируют уже после блокировки доступа к системе.
Камеры контроля внимания водителя
Специальные камеры, установленные в салоне, фиксируют несколько десятков параметров поведения водителя, анализируют и предупреждают, если есть опасность снижения его внимания[LM9]. Анализ идет на основании таких величин, как частота и длительность морганий, количество зевков и т.д. Если водитель явно устал и не может нормально вести машину, доступ к заказам для него блокируется.
Телемедицина
Водители такси должны регулярно проходить медосмотр. Но надо ли говорить, что на очные визиты к врачу у большинства нет ни времени, ни желания. Современные телемедицинские технологии позволяют качественно и быстро провести медосмотр удаленно. Удаленные осмотры по качеству и подробности максимально приближены к очным и берегут время водителей. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, разрешающий работодателям проводить дистанционные предрейсовые медосмотры водителей с помощью телемедицинских технологий. При выявлении отклонений водителя будут осматривать очно, в остальных случаях он сможет приступить к работе без визита к врачу.
Открытые реестры
И еще один мощный цифровой инструмент – открытость и открытые реестры. Не секрет, что «серые» такси представляют большую опасность, чем работающие официально. По некоторым данным, чуть ли не 3/4 аварий такси происходят именно с их участием. «Серые таксисты» — это либо бомбилы, которых еще много в регионах, либо водители, у которых проблема с лицензией. Если будут открыты реестры с информацией о лицензиях, появится возможность проверить автомобиль по номеру, который пассажир получает сразу после оформления заказа. Сейчас это можно сделать, к примеру, на проверьтакси.рф и там же сообщить, если водитель трудится нелегально, но этот способ мало кто использует.
Работают в этом направлении и госорганы. ГИБДД России сообщило о намерении внедрить цифровой профиль водителя. С его помощью уже агрегаторы смогут проверять, с кем они сотрудничают: сколько у водителя есть штрафов и какие нарушения он совершал. Планируется, что такой сервис появится уже в следующем году.
Нужно законодательство
Казалось бы, внедрение технологий безопасности, которое уже идет, должно свести количество аварий с участием такси к минимуму. Однако для качественного рывка вокруг существующих технологий нужно создавать и развивать конкурентный рынок, давать местным разработчикам возможности для заработка. Это может случиться только при условии существования соответствующей законодательной базы, без которой сфера не будет привлекательна для квалифицированных игроков.
В частности, в декабре 2019 года группа депутатов Госдумы и сенаторов во главе с вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком внесла на рассмотрение парламента законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также поправки в КоАП. Однако этот законопроект вернули разработчикам по формальным признакам, и процесс застопорился. В ситуации, когда и агрегаторы, и таксисты, и представители власти заинтересованы в повышении безопасности поездок и готовы вкладывать средства в технологии, обеспечивающие эту безопасность, законодательное регулирование отрасли не может сдвинуться с мертвой точки.
При том, что законопроект не охватывает все возможные проблемы отрасли, в Общероссийском объединении пассажиров отметили, что именно он лучше отвечает рыночным реалиям, чем другие аналогичные проекты. Его необходимо принять в первом чтении и после этого дорабатывать, чтобы дать отрасли законодательную базу для дальнейшего развития. В том числе и для повышения безопасности за счет использования современных технологий, к чему рынок такси давно готов.
Автор — член Центрального штаба ОНФ, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)