Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дети в интернете: как защитить ребенка в Сети

Как повышение цифровой грамотности поможет обезопасить детей

Детей и подростков принято считать едва ли не главными специалистами в области информационных технологий – ведь они, в отличие от большинства родителей, появились на свет уже в новую эру, насыщенную гаджетами и чудесами техники. Однако исследования показывают, что подростки, иногда проводящие в интернете больше времени, чем с родителями, далеко не так хорошо ориентируются в Сети и правилах поведения в ней, как хотелось бы. И решить эту проблему можно только повышая уровень цифровой грамотности.

Сетевое детство

Количество пользователей сайтов с детским контентом за 2019 год увеличилось до 26 миллионов человек – таковы данные отраслевого доклада «Детский Рунет 2019», подготовленного Институтом исследований интернета.

Согласно данным исследования, на платформах, включая социальные сети и видеохостинги, количество потребителей детского контента возросло на 9,7% и достигло 45 миллионов человек. Включая детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, совокупная аудитория детского Рунета продемонстрировала рост на 12% и подскочила до отметки в 59,3 миллиона человек. Аналитики отмечают, что наиболее популярными практиками у детей в интернете, по мнению родителей, являются онлайн-игры (59% детей), просмотр видео (53%) и потребление образовательного контента (42%).

В том же исследовании содержатся данные опроса, согласно которым 79,1% родителей юных интернет-пользователей следят за тем, что их дети делают в Сети, 20% не интересуются этим вопросом, и еще 1% респондентов затруднились с ответом. Кроме того, 72,5% родителей считают актуальной проблему защиты персональных данных детей, 13,8% с этим не согласны, 8,6% не нашлись с ответом по этому поводу, а чуть более 5% вообще не слышали о проблеме защиты персональных данных.

И хотя большинство родителей уверяет, что они следят за поведением своих детей в интернете, серьезность проблемы не вызывает сомнений: во-первых, постоянно следить за детьми, особенно подростками, вряд ли возможно, во-вторых – далеко не все родители сами представляют, что в Сети может представлять потенциальную опасность.

«По данным нашего опроса, 85% детей не могут обойтись без гаджетов. Современные школьники активно пользуются многими возможностями, которые предоставляет цифровой мир. Однако ребята, которые не сталкивались с угрозами на практике, скорее поверят в огромные выигрыши, могут ввести данные банковской карточки на подозрительном сайте или перейти по сомнительной ссылке от знакомого в мессенджере, скачать зараженный файл. Для того, чтобы избежать возможных неприятностей, сейчас и в будущем, важно развивать у школьников цифровую грамотность и воспитывать навыки этичного общения в сети», — говорит руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко.

Стоит отметить, что в настоящее время уже существуют федеральные проекты, направленные на повышение цифровой грамотности, в том числе так или иначе связанные с обучением в области информационной безопасности, например, «Цифровой диктант» или «Урок цифры», говорит эксперт. В этих проектах «Лаборатория Касперского» принимает активное участие и помогает в разработке контента.

«Однако мы понимаем, что уровень цифровой грамотности сегодня остается все еще не на достаточно высоком уровне, поэтому, на наш взгляд, важно уделять этому вопросу больше внимания, особенно в рамках образовательного процесса, в частности, на уроках информатики. Детям важно изучать, например, не только общие аспекты, связанные с вопросами безопасного использования интернета, но и узнавать больше о защите данных в цифровой среде, о том, как обеспечить приватность, а также о влиянии цифровых технологий на окружающую среду, методах социальной инженерии и многом другом», — уверен Андрей Сиденко.

Обучение безопасности

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников также выступает за то, чтобы в рамках уроков обществознания или ОБЖ были введены уроки цифровой грамотности, пусть на эту тему сейчас и начали говорить во время изучения таких предметов, как «Информационные технологии» или «Информатика».

«Но цифровую среду, на мой взгляд, нужно преподавать не как техническую, а как гуманитарную науку. Очень важно смотреть на эту проблему именно с гуманитарной точки зрения. Когда дети будут выпускаться из школы, у них будет багаж знаний по использованию информационных технологий для жизни. На уроках обществознания учат многим вещам, связанным с государством, но при этом там не дают знаний о том, как пользоваться сервисом государственных услуг и так далее. Это очень важно, и нужно начинать это делать», — не сомневается эксперт.

Цифровой диктант, который ежегодно проводит РОЦИТ, показывает, что у детей в категории от 7 до 13 лет достаточно высокий уровень цифровой грамотности, но это, возможно, связано с тем, что вопросы поданы в игровой манере, соответствующей аудитории, рассказывает Гребенников. Но при этом один из наиболее низких уровней цифровой грамотности демонстрируют подростки в возрасте от 14 до 17 лет, то есть как раз те, кто учится в школе, активно пользуется гаджетами, интернетом и так далее.

«По сути, ребенок, который сейчас выходит из школы, недостаточно осведомлен о безопасности в интернете, и это не хорошо. На этом нужно делать серьезный акцент. Уроки цифровой грамотности нужны уже сегодня. Программа цифровой экономики уже продлена до 2030 года. Президент, премьер-министр делают серьезную ставку на развитие ИТ в нашей стране, и чтобы это было реализуемо, нам будет необходимо большое количество специалистов в этой области. А для того, чтобы привлечь выпускников школ к работе в ИТ-сфере, нужно им показать, из чего она состоит, как она работает, и прочее», — рассуждает глава РОЦИТ.

Опереться на успешный зарубежный опыт в данном случае не удастся – в разных странах процесс идет по-разному, но Сергей Гребенников не может сказать, что где-то уроки цифровой грамотности были внедрены особенно успешно. Россия может быть первой страной, где это будет реализовано на государственном уровне, подчеркивает эксперт.

«Что касается знаний в области интернета – конечно, можно возложить обязательства на родителей, но ведь мы не обязываем их, например, обучать детей математике. Для этого есть профессиональные учреждения, такие как детские сады, школы и университеты, где детей и подростков учат определенным вещам. Точно также и здесь: это определенные знания, и не каждый родитель должен обладать знаниями в сфере ИТ, чтобы учить ребенка. Конечно, необходимы какие-то базовые навыки, которым также необходимо научить ребенка», — говорит Сергей Гребенников.

Глава РОЦИТ подчеркивает, что сегодняшний ребенок – это завтрашний взрослый, и если его в школе научили базовым принципам работы с информационными технологиями, то через 7-10 лет у него родится ребенок, и он уже тоже будет вооружен этими знаниями.

«Поэтому я уверен, что вводить уроки цифровой грамотности нужно сейчас, а не через год, два или десять лет. Мы должны сейчас обучить этому детей, чтобы они смогли передать эти знания уже своим детям, когда станут родителями. Так мы подготавливаем общество к тому, что у нас повсюду будут информационные технологии», — не сомневается эксперт.

Новости и материалы
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Все новости