Подготовка
«Многое из того, что мы используем сегодня в дистанционном обучении, нам, как и школьникам, привычно. Однако при переходе на онлайн занятия нужно было еще раз посмотреть, какие из программ самые удобные для проведения дистанционных уроков. Для видеосвязи мы выбрали программу Zoom. Она достаточно проста и привычна для учителей и школьников, имеет множество технических возможностей. Удобно, что ребята могут подключаться к уроку с различных устройств: компьютера, планшета или телефона. Проблему распределения гаджетов в семьях, где несколько школьников и родители работают на «удаленке», мы решили с помощью устраивающего всех расписания, при составлении которого, конечно же, учитывали время, которое ребенок может проводить перед компьютером. Здоровье превыше всего! Учителя информатики и системные администраторы школы оперативно составили пошаговые инструкции в форме презентаций по использованию онлайн платформы для учителей, учеников и их родителей, провели обучающие семинары с педагогами. А классные руководители, которые все время на связи с учениками и их семьями, устроили пробные видеочаты с ребятами своего класса. Технические «фишки» этой программы помогают мне во время онлайн урока соблюдать дисциплину и дать возможность ответить каждому ученику. Я использую для этого функцию «зал ожидания», могу включать и отключать микрофон, чтобы активизировать работу на уроке», - рассказала Нина Лебедева, учитель математики и информатики школы №2101.
Решение проблем
Понятно, что первое время на онлайне не обошлось без некоторых сложностей. Например, не все ребята сразу смогли разобраться, как прикрепить выполненную домашнюю работу к уроку. Но инструкции и видеочаты помогли решить этот вопрос.
«Выполненную «домашку» по моим предметам ребята прикрепляют через электронный дневник. Я ее проверяю и в чате оставляю свои комментарии, чтобы дети видели, где именно допустили ошибки. Ученики также направляют мне вопросы по заданиям, и мы их разбираем на следующем уроке. Если требуется, то я делаю короткие видеозаписи с объяснениями, чтобы на уроках больше времени уделять живому общению. На самих уроках я даю возможность ребятам отвечать. Во время занятий иногда случаются сбои в программе. Один раз мы с ребятами не могли зайти на конференцию. Но я оперативно создала новую ссылку, разместила ее в электронном дневнике, и мы смогли продолжить урок, не потеряв при этом много времени. Бывает, что интернет не очень справляется, тогда я прошу учеников временно выключить камеры, и мы продолжаем занятие по аудиосвязи. В общем сейчас уже научились справляться со всеми проблемами. Для тех ребят, которые находятся на самоизоляции за городом и из-за технических условий не могут быть на связи постоянно, я записываю уроки и потом присылаю ссылки на них», - поделилась Нина Лебедева.
Педагог решила и еще одну «невидимую» трудность дистанционного формата: несмотря на то, что школьники обучаются дома, очень важно не забывать про физическую активность. Она помогает сделать урок эффективнее. Поэтому у Нины Лебедевой на уроках обязательно есть физкультминутки и небольшие разминки, часто под музыку для поднятия настроения.
На уроках могут присутствовать родители, которые сегодня стали партнерами педагогов при дистанционном обучении. Они помогают детям правильно организовать и распределить время занятий, самоподготовки и отдыха. И как призналась Нина Лебедева, ей очень приятно получать от мам и пап положительную обратную связь, или же наоборот, с учетом их мнений корректировать форматы проведения занятий.
Первоклашки-онлайн
Если учеников средней и старшей школы можно смело назвать продвинутыми пользователями, то с младшеклассниками все сложнее.
«В день у моего второго класса проходит по два урока по 15 минут. Самое сложное здесь уложиться по времени. Начинали в Skype, но потом перешли на Zoom, оказался удобнее. Дисциплина на занятиях отличная. На уроках математики и русского языка часто использую презентации. А после урока отправляю их родителям в группу WhatsApp. Уроки по чтению проходят просто отлично. Сейчас по программе учебника много стихотворений. Ребята их учат наизусть, а потом мы с удовольствием всех слушаем, - рассказывает учитель начальных классов школы №1619 Лариса Стельмахова. - Домашнее задание пишу и прикрепляю в электронный журнал. Также дублирую его в группу родителям в WhatsApp по их просьбе. Делаю это за день до предстоящих уроков. Выполненное задание родители присылают мне на электронную почту. Проверяю в телефоне в программе «Галерея». Исправляю карандашом ошибки, замечания делаю в специальных метках и отправляю обратно родителям. Не забываю про отличные работы: ребятам пишу «Молодец!», «Умница!».
«Мы справились»
О том, как училась осваивать приложение Zoom, вспоминает Татьяна Свирина, учитель начальных классов школы № 1619: «Родители первоклассников предложили проводить уроки в онлайн-платформе. Училась работать в программе вместе с учителями в параллели первых классов. Организовывали видеоконференции друг для друга, меняли настройки, чтобы не возникало трудностей во время эфира. Мы справились! Но было непросто. Во время проведения первых уроков возникали сложности из за слабого интернета и ограничения по времени. Теперь ученики самостоятельно заходят до начала урока, проверяют настройки и начинают общаться. Детям важно видеть не только учителя, но и своих одноклассников, потому что они, конечно, уже соскучились друг по другу и живого общения иногда не хватает. Обратная связь, как и в течение учебного года, у нас в чате в WhatsApp и по электронной почте. Учебные занятия планирую заранее, обычно на неделю вперед. Прописываю и расписание, и учебные материалы по каждому предмету, а теперь еще с указанием ссылок. Учитывая, что у семей разные технические возможности, поэтому делаю три варианта дистанционных занятий. Первый — это онлайн-урок. Второй — презентация, готовый видеоурок, ссылки на сценарии в МЭШ, РЭШ. Третий вариант – изучение страниц учебника и выполнение заданий. Родители знают, что могут выбрать один из удобных им вариантов. Большинство моих первоклассников не имеют мобильных телефонов, поэтому родители фотографируют или сканируют письменные работы детей, записывают видео и присылают в чат WhatsApp, проблем ни у кого не возникает. Результаты выполнения интерактивных заданий в Google-форме на платформах «Яндекс. Учебник» и «Учи.ру» создаются автоматически».
Родители и дети также поделились своими впечатлениями от дистанционного обучения: «Мы рады, что во время самоизоляции сохраняется возможность продолжать обучение в дистанционном формате, видеть одноклассников. Так как я работаю из дома, онлайн уроки - это удобно, - пояснила мама ученика 1 класса школы №1619 Анна Денисова. - Мы учились даже поднимать руку во время занятий, электронно, конечно. Однако были и трудности: в первое время было сложно настроить звук, слышали посторонние шумы. Но мы быстро наладили работу. У нашего класса есть «марафон», где публикуем видео, фотографии, рисунки. Конечно, особенно я благодарна нашему классному руководителю за все усилия по организации онлайн занятий».
«Я, конечно, скучаю по школе, ребятам и учителю, но учиться дома с помощью планшета мне тоже понравилось, - рассказал ученик 2 класса Егор Мерзлов.- Научился пользоваться программой Zoom, сам вхожу в конференцию. До начала урока у нас есть несколько минут, и мы с ребятами успеваем немного поболтать. Уроки пролетают незаметно, но делаем мы много: устно отвечаем на вопросы, пишем в тетрадях, работаем с учебником, смотрим презентации. Мы даже поднимаем руки, как в школе. А еще выполняем очень интересные задания на компьютере: тесты и разные упражнения. Домашние задания мама фотографирует или снимает видео, как мы рассказываем наизусть стихи, и отправляет учительнице. А еще, конечно, интересно посмотреть друг на друга в домашней обстановке, показать своих питомцев и рассказать о них»
«В этом учебном году в нашем классе появился новый предмет-технология. Наше первое занятие проходило в колледже, было очень интересно. И то, как проходят уроки сегодня, дистанционно, это совсем другие занятия. Так мне даже больше нравится! Мы сразу же можем теорию применить на практике и порадовать свою семью. Учитель рассказывает, и я сразу пытаюсь приготовить, мама мне помогает, получается вкусно. Школьный предмет дает необходимые знания и умения, которые нужны нам в повседневной жизни», - рассказала ученица 5 класса Вероника Орлова.
А что говорят психологи?
Переход на дистанционное обучение и отсутствие «живого» общения воспринимается детьми по-разному.
Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Анастасия Кузнецова объяснила, что у нового формата есть и свои плюсы: «Преимущества онлайн обучения - в более широких возможностях для самостоятельной деятельности ребенка. Дистанционный формат позволяет научиться эффективно планировать свое время, ставить сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно, свою индивидуальную образовательную задачу и реализовывать ее. Но при этом стоит отметить, что при организации занятий задача родителя заключается в том, чтобы решить технические вопросы, такие, как доступ к электронным платформам, оформление рабочего места, а не в тотальном контроле и решении упражнений за ребёнка. Желание помочь и облегчить задачу вашему ребёнку - похвальное рвение, но не нужно лишать его навыков самостоятельности. Очевидный плюс дистанционки - расширение практической деятельности в работе с информацией, возможность делать реальный выбор – время занятий, их темп и интенсивность, например».