Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Специальные права: для беспилотников придумали правила

В России могут появиться специальные права для водителей беспилотников

Власти Татарстана подготовили законопроект, который узаконит появление на российских дорогах беспилотных автомобилей с максимальным уровнем автономности, сообщают СМИ. Ожидается, что инициатива будет внесена в Государственную думу в ближайшее время.

Беспилотник пятого уровня

Власти республики Татарстан разработали первый в России законопроект о беспилотных машинах, который получил название «Об инновационных транспортных средствах», сообщает «Коммерсант». В случае его принятия беспилотные автомобили смогут ездить по дорогам общего пользования. Кроме того, водителям таких транспортных средств будут выдавать специальные права, а дорожную инфраструктуру будут адаптировать для новых участников ПДД.

Согласно общепринятой классификации, беспилотные автомобили делятся на пять категорий, где к пятой относятся полностью автономные системы, которые не требуют вмешательства водителя. Тем не менее, он все равно должен находиться на своем месте и следить за дорогой.

Законопроект, о котором идет речь, должен узаконить эксплуатацию беспилотников пятого уровня на российских дорогах. 

В Госсовете Татарстана считают, что России нужна нормативная база, «направленная на обеспечение безопасной эксплуатации инновационных транспортных средств».

На сегодняшний день беспилотным машинам в России можно ездить по общим дорогам в рамках эксперимента, который завершится в марте 2022 года. Известно, что в эксперименте участвуют 96 автомобилей «Яндекса» и один автомобиль МАДИ. 

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен 20 февраля на пленарном заседании парламента Татарстана, а затем внесен в Государственную думу.

Профессор МАДИ Султан Жанказиев заявил «Ъ», что внесение такой инициативы бессмысленно, пока не будет решен ряд важных вопросов, среди которых он выделил создание оператора для управления всеми процессами и регулированием в этой области.

«Нужно также установить квалификационные требования к водителям и операторам беспилотных автомобилей — чтобы они могли пройти обучение»,— считает Жанказиев.

В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что «поддерживают инициативы, направленные на развитие законодательства в сфере беспилотного транспорта», но «законопроект требует доработки».

«Яндекс» активно занимается разработкой и тестированием технологии, в том числе в других странах, и мы готовы делиться своим опытом»,— заявил представитель компании.

Придется немного подождать

Стоит отметить, что процесс государственного регулирования беспилотных автомобилей во всем мире хотя и запущен, но продвигается очень медленно. На дорогах проводятся тесты такого транспорта, но до повсеместного использования пока еще далеко.

Прежде всего, необходимо убедить людей в том, что беспилотные машины безопасны и не несут в себе вреда. Многие помнят о том, как беспилотник Uber сбил насмерть пешехода в 2018 году.

Когда Alphabet начинала тестировать свои беспилотники Waymo на улицах города Чендлер в Аризоне, многие местные жители бросали в эти машины камни и пытались заставить их съехать с дороги.

Компания Илона Маска Tesla тоже была замешана в авариях с участием беспилотных автомобилей. Так, в 2016 году американец Джошуа Браун погиб в автокатастрофе после того, как включил на своей Model S режим автопилота. В яркий весенний день сенсоры электромобиля не смогли идентифицировать белый грузовик на перекрестке как препятствие, и машина на полной скорости влетела под фургон.

Тем не менее, пользу от таких беспилотников на дорогах, если их тестирование завершится успешно, трудно переоценить — особенно это касается людей с ограниченной мобильностью, пенсионеров и тех, кто по каким-то причинам не имеет возможности водить самостоятельно. Технология автономных транспортных средств уже существует, но требует значительной шлифовки, сроки окончания которой трудно предугадать.

«По нашим расчетам беспилотники четвертого уровня появятся на дорогах в небольших количествах в течение следующих пяти лет.

Скорее всего, речь будет идти о сотнях или даже тысячах таких машин, перевозящих грузы или осуществляющих такси-перевозки», — предположил генеральный директор компании Aurora, разрабатывающей беспилотные технологии, Крис Армсон.

Глава компании Cruise, производящей беспилотные автомобили, Дэн Амман был более осторожен в прогнозах и не обозначил конкретные сроки массового внедрения такого транспорта.

«Сначала необходимо изменить сознание общества... И мы относимся к этому очень серьезно. Мы занимаемся созданием систем безопасности, которые окажут огромное влияние на повседневную жизнь. Поговорка техиндустрии о том, что нужно «двигаться быстро и ломать вещи», очевидно, неприменима к тому, чем мы сейчас занимаемся», — заключил Амман.

Новости и материалы
В Румынии отложили спор об отмене итогов выборов президента
Microsoft закрывает приложения «Календарь» и «Почта Windows»
В винограде нашли вещество для борьбы с раком
Российские военные отразили попытку атаки надводных беспилотников ВСУ
В Греции нашли прижизненный портрет последнего императора Византии
В Ленобласти произошло крупное ДТП с участием рейсового автобуса
В Петербурге открыли дамбу, угроза наводнения миновала
Дания усиливает оборону Гренландии на фоне намерений Трампа купить остров
Два украинских беспилотника сбили над акваторией Черного моря
Ученые показали гигантские масштабы таяния ледников Гренландии
В США сообщили о хакерской атаке на Минфин со стороны Китая
В Абхазии установили пятиметровую елку из мандаринов
Гордон объяснил, почему его предсказание по завершению конфликта на Украине не сбылось
Женщины отбили призывника у сотрудников ТЦК в Ровно
НХЛ оштрафовала российского хоккеиста на $2,47 тыс.
Раскрыта гормональная причина женского пьянства
Опубликован радиоперехват «панических переговоров» военных ВСУ
Очередь на подходе к Крымскому мосту ликвидирована
Все новости