— Мы находимся на Дальнем востоке, где низкая плотность населения. Как можно повысить доступность финансовых услуг для жителей региона в условиях дальних расстояний?
— Уже долгое время и банки, и другие компании пытаются развивать физическую инфраструктуру, то есть строить банковские отделения в этом регионе, в том числе в удаленных населенных пунктах, но пока, откровенно говоря, у всех получается не очень здорово. Причина очевидна – эти проекты нерентабельны и скорее являются социальными инициативами.
Поэтому одним из главных выходов видится развитие цифровых финансовых платформ, digital-инструментов, проще говоря, цифровизация банковских сервисов, которая позволит получать нужные услуги без необходимости обращаться в отделение. Провести платежку в мобильном банке или сделать виртуальную карту гораздо проще, чем ее физически доставить на дальние территории. Два клика, и у тебя уже есть виртуальная карточка: с ней ты можешь буквально все операции проводить – платить за ЖКХ без комиссии, оплачивать налоги, переводить деньги кому угодно.
Но если возвращаться к вопросу физической доступности, то нам сильно помогает то, что сейчас основные финансовые сервисы МТС Банка доступны в офисах МТС, а их более 5500 по стране.
— Вы упомянули цифровые финансовые платформы. Что вы имеете в виду? Как это может быть реализовано городом или поселком?
— Есть всем хорошо известный пример – сайт mos.ru, оператором финансового шлюза которого выступает МТС Банк. Это уникальный опыт: Москва сделала колоссальный задел с точки зрения развития сервиса, интегрировав финансовые услуги в основной городской портал и его мобильные приложения. У них миллионы пользователей, объем платежей за прошлый год превысил 14 миллиардов рублей – и это уже не просто платежи по налогам и ЖКХ, но и оплата детских садов, школ, пополнение карт «Питание и проход».
Опыт создания финансовой платформы Москвы можно – ведь мы создали типовой масштабируемый проект — и нужно использовать в других городах, раскатывать по стране. Потому что мы много говорим о цифровых городах, а цифровым городам, конечно, нужны цифровые банки, а не все новые и новые отделения. И я считаю, что именно городские порталы могут стать основными площадками для распространения современных финсервисов в России. Это актуально и для крупных городов, и для отдаленных территорий, потому что мы говорим о цифровых решениях, не требующих наличия отделений банков в непосредственной близости. Для жителей это означает возможность оплачивать практически любые услуги через сайт или мобильное приложение, для муниципалитета – рост собираемости начислений, повышение прозрачности этого процесса и, конечно, существенное увеличение посещаемости городских ресурсов.
— А какие-то подобные платформенные решения применимы к юридическим лицам, или это история, которая касается только государственных органов?
— Безусловно, применимы, хотя, конечно, в этом случае перечень услуг будет другим. Например, здесь, на форуме, мы подписали соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока. Договорились о том, что будем инвестировать в том числе в создание платформенных решений для резидентов территорий опережающего развития региона и помогать им развивать свой бизнес.
— Какие конкретно решения и сервисы могут быть предложены или разработаны в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока?
— Мы говорим о полном спектре оказания финансовых услуг, будь то финансирование, гарантийное обеспечение, просто рассчетно-кассовое обслуживание или необходимые для внешнеэкономической деятельности решения. Часть этих сервисов сегодня уже переведены в онлайн, и это один из наших плюсов. Мы надеемся, что в этом плане будем чуть впереди других партнеров корпорации.
— Расчет в национальных валютах возможен в вашем банке?
— Конечно. Также приложение по конвертации валют, в том числе, будет одним из решений, о внедрении которых мы предварительно договорились. Учитывая, что здесь близко Монголия, Китай, Япония и весь Азиатско-тихоокеанский регион, конечно, это один из тех сервисов, который будет востребован.
— В прошлом году МТС консолидировала МТС Банк. В чем основной потенциал этой синергии?
— Мы давно — с 2012 года — носим название МТС и давно работаем вместе с МТС. В последние 2-3 года стали очевидны результаты совместной работы. Банк вышел на самоокупаемость, в прошлом году прибыль составила порядка 2 млрд рублей. Консолидация помогает нам наращивать потенциальную синергию. Сегодня банк формирует задел для развития оператора, потому что МТС строит экосистему, делая ставку на дополнительные сервисы, дополнительные точки опоры своего бизнеса, формирующие новые возможности для клиентов. Финансовые технологии являются в рамках этой стратегии одним из приоритетов, одним из столпов, на которых будет строиться экосистема.
— А вот в плане союза банка и технологической компании какие есть результаты?
— В принципе, современный банк – это нечто очень похожее на IT-компанию. Принимая любое кредитное решение, мы опираемся в первую очередь не на справку 2-НДФЛ, а в основном на скоринговые данные. А оператор — кладезь данных о клиенте. Если человек уезжает 2-3 раза в год за рубеж, тратит на сотовую связь, предположим, больше тысячи рублей ежемесячно, если подключил ряд опций и ими пользуется, мы понимаем и хорошо прогнозируем его платежеспособность. Нам это позволяет строить разные математические модели, прогнозировать, что может быть клиенту интересно, и предлагать ему это на выгодных условиях. Поэтому, конечно, основная синергия сейчас лежит в области работы с данными, которые есть сегодня у оператора. Использование глубокой аналитики BigData МТС позволило банку увеличить объём выдачи кредитов по итогам первого полугодия 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в два раза.
В качестве примера можно вспомнить недавний, довольно нестандартный, кейс. Есть территории, где распространен энцефалитный клещ, и когда мы видим, что абонент МТС попадает на эту территорию, мы спрашиваем: «Вы успели застраховаться от энцефалитного клеща? Если нет, нажмите, пожалуйста, на кнопочку, и у вас будет такая страховка». Это очень своевременно, просто и для клиента наиболее комфортно. Конечно, основная наша цель в итоге – это быть помощником для нашего клиента, соответствовать его ожиданиям и, по возможности, предвосхищать и превосходить их.