Еще 12 июля на заседании Экспертного совета высказывалось мнение, что программа требует проверки на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ №1236, запрещающего закупать для государственных нужд иностранное программное обеспечение. И хотя законодательно не содержится прямого запрета на использование иностранного свободно распространяемого программного обеспечения (СПО), ключевым требованием Постановления Правительства РФ №1236 является наличие у российских юридических либо физических лиц исключительных прав на программное обеспечение.
Базисом формирования Реестра является исключение возможности проникновения иностранного программного обеспечения в объекты критической инфраструктуры и госорганы. Эта задача поставлена руководством страны, и направлена на обеспечение технологической независимости и развитие сделанных в России продуктов в интеллектуальной сфере.
Применение в госструктурах нероссийского программного обеспечения несет множество рисков, которые лежат как в юридической, так и в практической плоскостях.
Помимо очевидных рисков, связанных с недекларированными возможностями и угрозами несанкционированного доступа к данным, особенности лицензирования программных продуктов допускают возможности удаленной блокировки работоспособности. Например, владелец исключительных прав на программный продукт может в одностороннем порядке запретить продажу, эксплуатацию или обслуживание собственного ПО на определенной территории.
В результате такого шага, деятельность госоргана, который использует подобное ПО, окажется под угрозой. Более того, вслед за нарушением правил лицензионного договора может последовать еще и международное судебное разбирательство.
Поэтому, в подпункте «а» пункта 5 Правил формирования Реестра отечественного ПО из Постановления Правительства №1236 прямо прописана необходимость владения исключительными правами на программное обеспечение российскими лицами.
Офисный пакет СПО LibreOffice создается международным сообществом разработчиков, над проектом официально работает более полутора тысяч человек. Среди них есть и несколько россиян.
Продукт относится к категории свободно распространяемых программ и издается под лицензией Mozilla Public License 2.0. Это означает, что его лицензия не накладывает ограничений на использование, распространение и даже модернизацию программного кода.
Однако даже изменение исходного кода сторонними разработчиками не приводит к возникновению у таких разработчиков исключительных прав на продукт. Другими словами — программное обеспечение, которое представляет собой модификацию продукта LibreOffice, не может быть собственностью лица, осуществившего такую модификацию.
Кроме того, существует Приказ Минсвязи, который рекомендует избегать необоснованного расходования бюджетных средств на закупку экземпляров свободных программ. Его нарушение может стать причиной возникновения претензий со стороны контролирующих органов.
Участники рынка программного обеспечения обратили внимание, что в Реестре отечественного ПО появился офисный продукт AlterOffice. Он был заявлен как продукт, разработанный нижегородской компанией ООО «Алми Партнер» и включен в Реестр 6 мая 2019 года.
У меня вызывает некоторое сомнение уникальность российской разработки программного обеспечения AlterOffice, внесенного в Реестр отечественного ПО, говорит генеральный директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин.
«Во-первых, даже с точки зрения обычного пользователя, при открытии клиента обеих ПО, сразу в глаза бросается практически идентичное визуальное оформление. В AlterOffice действительно есть небольшое отличие – перерисованный логотип. Во-вторых, детальнее вдаваясь в программные файлы, мне показалась странной находка одинаковых по названию и объему текстовых документов с кодом ПО. После открытия таких файлов можно обнаружить сходство их строения и наполнения», — рассуждает он.
Уже сразу при открытии программ установки AlterOffice 1.1 и LibreOffice 6.0.6.2 заметна их визуальная схожесть, делится своими соображениями управляющий партнер IT Патент Олег Абраменко.
«Особенность российского ПО – собственный вариант логотипа и отсутствие возможности автоматического обновления. Но при детальном анализе обеих программных продуктов привлекает внимание идентичность используемых названий директорий и файлов, использование одних и тех же конфигурационных файлов и параметров в них. Не наводит ли это на мысль о «преемственности»?» – рассуждает он
«В этой связи хочу отметить, что для ношения почетного звания отечественного Программное обеспечение должно преодолеть большое количество изменений», — подчеркивает Абраменко.
Установочный дистрибутив размещен на сайте компании-производителя, что облегчает проведение любой сторонней и независимой оценки.
Если проверка Экспертным советом при Минсвязи подтвердит, что AlterOffice является клоном нероссийского ПО LibreOffice, и ООО «Алми Партнер» не обладает исключительными правами на этот продукт, то данный прецедент может стать поводом для ужесточения правил формирования Реестра.
Учитывая, что решение о включении AlterOffice в Реестр российских программ принималось еще в апреле, дополнительная проверка программы должна быть проведена достаточно оперативно.
Ведь если окажется, что разработчик не обладает исключительными правами, потребители продукта уже несколько месяцев рискуют оказаться «жертвами» поставщика программного обеспечения.
В интересах государства защитить отечественный рынок ПО, а также пресечь попытки компаний внести в Реестр импортную продукцию под видом собственных отечественных разработок. Ведь в итоге госструктуры понесут значительные убытки, так как именно они, в первую очередь, ориентированы на закупки отечественной техники и программ.