— В настоящее время рынок электроники крайне перенасыщен. В каком направлении стоит двигаться технологическому бренду, чтобы завлечь потребителя, которого становится все сложнее удивить?
— Мы в компании ASUS всегда стремимся к инновациям в наших продуктах и в этом году у нас есть особенно много таких устройств. Нужно стремиться выходить за рамки привычного и думать о том, как сделать жизнь потребителя лучше и удобнее. Первое устройство, которое стоит здесь упомянуть, — это ASUS ZenFone 6, в котором установлена поворотная камера, что позволило отказаться от выреза для фронтальной камеры и использовать полностью безрамочный дисплей без каких-либо компромиссов. Кроме того, у пользователей появилась возможность снимать селфи на 48-мегапиксельную камеру, что сделало ZenFone 6 лучшим смартфоном для селфи по версии Dxomark. Второй пример — это ZenBook Pro Duo, ноутбук с двумя дисплеями, который позволяет взаимодействовать с устройством на качественно более высоком уровне и творческим людям, и тем, , кто работает в многозадачных приложениях. На данный момент устройств такого уровня еще не существовало на рынке. И третий момент, который я хотел бы отметить, — это ScreenPad 2.0, который мы установили не только в наши ноутбуки ZenBook, но и в средний сегмент VivoBook. По сути ScreenPad 2.0 – это дополнительный экран, который устанавливается в зону, где раньше располагался тачпад и позволяет выводить любую необходимую информацию на него и упрощая работу с различного рода программами.
— Чем отличаются российские потребители вашей продукции от, например, европейцев и американцев?
— Пожалуй, основным отличием будет то, что покупательская способность в Европе и США выше, чем в России. Европейцы с большей охотой покупают дорогие готовые решения, такие как игровые ноутбуки, настольные компьютеры или ультратонкие ноутбуки верхних ценовых сегментов, в то время как россияне готовы идти на компромиссы и всегда ориентированы на устройства с оптимальным соотношением цена/производительность. В тоже время в России крайне сильны DIY компьютеры, потому что наши потребители предпочитают конфигурировать и собирать ПК самостоятельно.
— Одна из тем форума «Права потребителей и качество обслуживания» касается потребительского «экстремизма». Каковы его проявления?
— Компания ASUS уже давно зарекомендовала себя как производитель качественных премиальных продуктов повышенной надежности. Поэтому это явление на данный момент обходит нас стороной и касается в меньшей степени.
— На ваш взгляд, возможна ли в современном мире кибервойна между двумя и более государствами и есть ли для этого предпосылки?
— ASUS – это не военная организация и поэтому все наши разработки и технологии направлены в первую очередь на благо всего человечества. Основная наша миссия, чтобы жизнь человека становилась лучше и удобнее, а наши устройства должны в этом помогать.
— Считаете ли вы, что дуополия Android и iOS на рынке мобильных устройств — это проблема — и ее следует как-то решать?
— По моему личному мнению, это не проблема. Если посмотреть на историю развития мобильных телефонов и мобильных платформ, то можно увидеть, что еще 10-15 лет назад, каждый производитель мобильных телефонов делал свою оболочку или операционную систему, что вело к определённым проблемам с совместимостью. Не стоит забывать, что еще совсем недавно существовали такие операционные системы как Symbian, Windows mobile, BlackBerry OS и другие,
однако рынок и потребители сами выбрали эволюционный логичный переход к существованию только двух игроков, что в определенной степени упростило создание приложений и дало равный доступ к ним всем пользователям.
— Как вы оцениваете уровень цифровой грамотности и цифровой гигиены в мире? А в России? Можно ли сказать, что с каждой новой масштабной кибератакой люди становятся более ответственными в данном вопросе или ситуация все еще далека от идеальной?
— Если рассматривать человеческую натуру в целом, то часто потребители не задумываются о возможных проблемах, пока с ними не произойдет неприятной ситуации. Важно отметить, что это относится не только к России, а к миру в целом.
Однако стоит заметить, что россияне более подкованы в «железном вопросе», это можно заметить хотя бы по тому, что у нас в стране очень много технически образованных людей, которые стремятся разбираться в таких вопросах максимально подробно.
— Какие ваши прогнозы на развитие искусственного интеллекта в ближайшем будущем? Стоит ли нам опасаться восстания машин?
— Искусственный интеллект – это будущее развития IT-технологий, не думаю, что можно это оспорить. Уже сейчас он помогает пользователям по всему миру, в том числе и в устройствах ASUS. Опасаться восстания машин вряд ли стоит, по той простой причине, что искусственный интеллект – это всего лишь инструмент, который помогает в нашей повседневной жизни, но не может решать фундаментальные вопросы. С моей точки зрения, к ИИ правильнее относиться как к улучшению возможностей человека, а не к самостоятельной независимой от человека структуре. Один из ярких примеров, это ИИ в камерах ZenFone, который, по сути, расширяет возможности человеческого глаза, позволяя увидеть и подчеркнуть то, что без этого было не видно.