Монополист не пройдет
Министерство юстиции США намерено провести федеральное антимонопольное расследование в отношении Google, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на трех людей, знакомых с ситуацией.
Сообщается, что шесть лет назад, в 2013 году, Google уже являлся фигурантом подобного разбирательства, но дело было закрыто, и IT-компании удалось избежать штрафа.
На чем конкретно сосредоточится минюст США в рамках расследования, пока не известно, но источники WSJ сообщают о том, что Google нарушил соглашение с Федеральной торговой комиссией, которая ранее также заинтересовалась практиками резидента Кремниевой долины.
Министерство юстиции США отказалось комментировать публикацию, ссылаясь на конфиденциальность расследования. Google также отказалась от комментариев.
Это расследование может оказать существенное влияние на цифровую империю Google как в репутационном, так и в финансовом плане. Google занимает доминирующее положение на рынке интернет-поиска, а также владеет самой популярной мобильной операционной системой в мире — ОС Android. Такая концентрация мощи в руках одной компании привлекла много внимания со стороны американских конгрессменов — и демократы, и республиканцы требуют «расчленить» Google и некоторые другие крупные техкомпании на составные части, чтобы устранить сформировавшуюся гегемонию.
Сенатор от демократов Элизабет Уоррен, которая намерена баллотироваться в президенты Соединенных Штатов в 2020 году, включила «разрушение Кремниевой долины» в список своих предвыборных обещаний.
Она пригрозила «сломать» Facebook, Google и Amazon, если одержит победу.
«Двадцать пять лет назад Facebook, Google и Amazon не существовали. Теперь они входят в список самых богатых и узнаваемых компаний мира. Это хорошая история, которая также служит напоминанием того, почему правительство должно ломать монополии и продвигать свободную конкуренцию», — пишет политик.
По ее мнению, в современном мире у техкомпаний слишком много власти над экономикой, обществом и демократией.
«Они прошлись бульдозером по конкуренции, использовали нашу частную информацию для выгоды и ввели правила игры, которые вредят всем остальным. В процессе они нанесли ущерб малому бизнесу и задушили инновации», — заявила Элизабет Уоррен.
Миллиарды для Европы
К антимонопольным практикам Google есть вопросы не только у Штатов, но и у Европейского союза. В конце марта 2019 года Европейская комиссия установила, что Google злоупотребила своим доминирующим положением на рынке онлайн-рекламы, тем самым нарушив законы о конкуренции.
В заявлении Европейской комиссии говорится о том, что Google заключала эксклюзивные соглашения с рекламодателями, запрещая им пользоваться поисковыми результатами от конкурентов IT-гиганта. Речь идет о сервисе контекстной рекламы от Google под названием AdSense.
Следователей привлеки требования Google от 2006 года, которые сторонние веб-сайты были обязаны выполнять, если они хотели добавить окошко поиска Google на свой ресурс. В 2009 году компания ослабила ограничения и позволила сайтам показывать рекламу конкурентов, но установила минимальное количество демонстраций собственной рекламы на центральных позициях, а также потребовала право вносить изменения в объявления соперников.
Выступая в Брюсселе, еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявила, что Google помешала другим компаниями «честно конкурировать и развиваться» на рынке онлайн-объявлений.
Теперь IT-гиганту придется выплатить штраф в размере $1,7 млрд.
Старший президент Google по вопросам глобальных коммуникаций Кент Уолкер выпустил короткое заявление по поводу сложившейся ситуации.
«Мы всегда поддерживали мысль о том, что здоровые, процветающие рынки отвечают интересам всех его участников. Мы уже внесли широкий спектр изменений в наши продукты, чтобы удовлетворить требования Еврокомиссии. В течение следующих нескольких месяцев мы будем представлять дальнейшие обновления, чтобы обеспечить больше прозрачности для наших европейских конкурентов», — рассказал Уолкер.