— Расскажите, пожалуйста, о соглашении, подписанном Роспатентом и МГТС. Каким образом будет построено сотрудничество?
— В апреле состоялась конференция, организованная Роспатентом и посвященная продвижению услуг по интеллектуальной собственности. МГТС подписал соглашение с Роспатентом с целью развития сотрудничества в трех направлениях. Первое направление — это аналитика, второе направление — это консалтинг, а третье — обучение персонала в области защиты интеллектуальной собственности.
— В рамках образовательных программ сколько специалистов планируется подготовить? Будут ли эти специалисты работать в компании?
— Все, что связано с защитой интеллектуальной собственности в нашей стране — это огромная задача. По мнению специалистов, в России дефицит кадров в этой области составляет порядка 300 тыс. человек. Можете себе представить? Это средний по размеру город в нашей стране. Этот дефицит кадров сказывается и нас тоже, тем более что для нашей компании — это новая область. Поэтому, конечно, мы планируем привлекать к обучению наших сотрудников и экспертов Роспатента.
— На какие технологии получил патенты МГТС? Почему именно на эти технологии сделан упор?
— Как я уже сказал, для нас патентная работа, работа с интеллектуальной собственностью – это достаточно новое направление. Мы несколько лет назад начали активно заниматься цифровыми продуктами, в целом цифровой экономикой, и сейчас стоим на пороге больших проектов, связанных с направлением «умного города», с созданием цифровых двойников, с внедрением платформы общегородского управления полетами дронов. Эти проекты наукоемкие и продвинутые в плане интеллектуальных технологий. В рамках этих проектов мы однозначно будем создавать различные программы и продукты и ноу-хау.
Таким образом, приоритетные направления для нас сейчас в области интеллектуальных технологий – это такие направления, как цифровые двойники, все направления умного города, развитие беспилотного транспорта в городах. В связи с этим мы планируем привлекать Роспатент для обучения наших телекомовских специалистов новому для нас виду права — это управление и защита интеллектуальной собственности.
— В рамках курса на цифровизацию какие приоритеты ставит перед собой компания? Каким в этом смысле видится развитие компании?
— Цифровизация — это огромное поле и направление, по которому движется вся наша планета. Россия — не исключение. Не исключение и город Москва. Являясь крупнейшим московским оператором, мы связываем свою судьбу с развитием нашего города. Мы уже вовлечены достаточно плотно в развитие городской среды, участвуем во множестве проектов, связанных с умным городом. У нас есть самая передовая в нашей стране оптическая сеть. Она дает огромные возможности городу, связанные с тем, что в мы сейчас любой точке города можем предоставить самый высокоскоростной канал подключение к интернету для физлица, юрлица или для какого-то умного устройства. Сегодня мы можем предоставить скорость 10 Гигабит, это фактически скорость 5G, и она доступна уже сейчас.
Это позволяет городу массово внедрять такие проекты, как городское видеонаблюдение, интеллектуальная транспортная сеть и другие проекты.
— Что такое цифровой двойник? Для чего нужна эта технология?
— Цифровой двойник — это одна из самых современных технологий для решения множества задач. Сама технология появилась в промышленности и через несколько лет стала масштабироваться на многие отрасли, поскольку приносит отличные результаты. Цифровой двойник — это цифровая копия физического объекта. То есть в виртуальной среде создается точная копия объекта, и это позволяет решить две главные задачи. Одна из них — это моделирование и аналитика. Это значит, что вы на цифровой модели можете провести сколько угодно циклов испытаний.
Например, автомобиль Aurus Senat, на котором передвигается президент, — это первый российский автомобиль, который был создан с использованием технологии цифрового двойника. Автомобиль был спроектирован всего за два года именно благодаря качественной виртуальной модели. На ней было проведено за два года 50 тысяч краш-тестов.
Представьте, сколько надо потратить времени и денег, чтобы в реальном физическом мире провести 50 тысяч краш-тестов. А на виртуальной модели, на цифровом двойнике провели. Физический объект, который получился в результате такого проектирования, с первого раза получил сто баллов из ста на реальном краш-тесте.
Когда объект уже спроектирован, проведены все виртуальные исследования и испытания, выбрана оптимальная модель, то есть уже в физике объект реализован, он практически идеальный, тогда наступает вторая стадия – это управление в режиме реального времени. Используя программное обеспечение, виртуальную реальности и другие интерфейсы, не выходя на объект, находясь на удалении, мы можем понимать, что происходит с объектом, какие действия мы можем или должны совершить.
Например, на нашей конференции мы рассматривали пожар в Соборе Парижской Богоматери. Мы обсуждали с экспертами, что было бы, если бы существовал действующий цифровой двойник собора. Мы пришли к общему мнению достаточно быстро в ходе дискуссии, что, как минимум, цифровой двойник не дал бы пожару разгореться столь сильно. С высокой долей вероятности двойник идентифицировал бы неполадки в здании на самом раннем этапе. Это позволило бы вмешаться и не допустить возгорания.
— Как технология цифровых двойников будет реализована в городской среде?
— Первое, что требует такой двойник — это практически 100% коннективити, то есть весь физический мир должен быть полностью соединен и воспроизведен в виртуальном мире. Любое изменение в физическом мире, должно приводить к изменению в виртуальном и наоборот. Если мы говорим о городе, все должно быть умным и соединено в единую сеть: здания, дороги, автомобили, информационные системы и так далее. Первый самый важный компонент умного города – это цифровая инфраструктура. Это сети связи, сети передачи данных, датчики температуры, экомониторинга, видеокамеры, центр обработки данных и вычислительные мощности. Это та инфраструктура, которая необходима, чтобы цифровой двойник функционировал.
Цифровой двойник можно сравнить с человеком. Он проходит несколько этапов в своей жизни, он рождается, потом растет, взрослеет, умнеет, становится взрослым, уже полноценным двойником. Так же цифровой двойник города и любого объекта проходит тот же этап. Цифровой двойник города — это такая сложная комплексная вещь, которая будет внедряться этапами. Для начала нужно будет выбрать ту городскую проблему, которую необходимо решить, которую невозможно решить традиционными способами. Первым этапом начинает формироваться двойник. Двойник начинает собирать информацию об объекте, накапливать эту информацию. Дальше к цифровому двойнику прибавляется интеллект, прибавляются различные сервисы, и он растет, развивается до целевой модели, когда он уже полностью повторяет физический объект, и на его основе уже можно производить анализ, мониторинг и управление.
— Какие проблемы технология поможет решить городу и каким образом?
- В мире много городов внедряют такую технологию. Одними из первых были Сингапур – это самый яркий пример, французский город Ренн и индийский город Джайпур. Например, в Сингапуре есть огромная проблема с питьевой водой, потому что на территории города нет ни одного источника пресной воды, 100% воды город импортирует. Первая задача, которую они стали решать с помощью цифровых двойников — это управление водой. Они оцифровали все системы водоснабжения, контроля за количеством воды, счетчики и так далее. В Москве я вижу две таких проблемы, с которых, по моему мнению, надо было бы начинать при внедрении цифрового двойника. Первая проблема лежит на поверхности — это транспорт. Все мы передвигаемся либо на автомобиле, либо на общественном транспорте, достаточно часто попадаем в пробки, это нас сильно всегда расстраивает. Второе направление — это подземная инфраструктура. В городе ведется достаточно большое строительство, прокладываются линии метрополитена, строятся здания, идет программа реновации, строятся новые развязки, осваиваются новые территории. Ведется огромное количество земляных работ, мы как телеком-оператор знаем, сколько проблем может возникнуть, например, с учетом прокладки кабелей, труб и других коммуникаций. Отдельно можно добавить телекоммуникационную инфраструктуру. Когда мы говорим, связь 4G или 5G, когда мы говорим по мобильному телефону, мы связываемся с базовой станцией, но сигнал в итоге проходит по кабелю под землей.
— Что будет представлять из себя платформа по управлению беспилотным движением, разрабатываемая компанией?
— У меня лично и у компании огромное желание открыть нашим людям, горожанам, бизнесу города, государству, правительству возможность использования дронов, совершенно официально, легально в Москве. Потому что сейчас, к сожалению, в силу ряда объективных обстоятельств, легально совершить полет дрона над Москвой достаточно проблематично. Если мы зайдем на сайт mos.ru, там есть процедура — как получить разрешение на полет. Она понятна, но она достаточно сложная, есть регламент, по которому это процесс занимает 24 рабочих дня. Конечно, в таких сферах, как доставка, в том числе и курьерская доставка, клиент просто не будет ждать 24 дня, для того чтобы дрон ему что-то доставил, потому что сам сервис, сама индустрия дронов подразумевает большие скорости и быструю доставку.
Поэтому мы поставили себе задачу использовать лучший мировой опыт, использовать те российские практики, которые наработаны — а в нашей стране все, что связано с беспилотниками находится на достаточно высоком техническом уровне — и реализовать проект, который позволит совместить несколько вещей. Позволит, с одной стороны, государству и городским структурам обеспечить безопасность полетов, обеспечить контроль над полетами, а с другой стороны, бизнесу и частным клиентам воспользоваться всеми плодами этой индустрии дронов. Это быстрые полеты, системы мониторинга, видеосъемка, различные развлечения и так далее. Вот этому посвящен наш проект.
Когда дрон летает в городских условиях, очень важно, чтобы он был все время на связи, он должен быть все время подключен к системе безопасности, к системе обнаружения, мониторинга полетов. С чем это связано — ландшафт городской достаточно сложный, внизу ездят автомобили, ходят люди.
Нельзя допустить столкновения, падения дрона, в отличие от леса или океана, поэтому постоянная коннективити дрона очень важна. Любой, кто будет организовывать полеты дрона в городе, должен обеспечивать стопроцентную связь дрона с центром управления, именно по этой причине, практически всеми проектами в мире полетов дронов, занимаются операторы связи. Они либо сами инициируют такие проекты, либо являются одним из ключевых партнеров. Именно поэтому мы, когда анализировали мировые технологии, поняли, что этот проект очень гармонично ложится на наши технологии, и мы можем сделать этот проект, у нас есть для этого все силы, все технические возможности.
— В какие сроки платформа может быть запущена?
Когда мы говорим о таких вещах, всегда очень тяжело прогнозировать точные сроки, здесь, главный вопрос даже не в технологиях - я абсолютно не сомневаюсь, что мы и наши партнеры, обладая теми знаниями и ресурсами, которые у нас есть, сможем в короткие сроки обеспечить все технические решения. Главный вопрос здесь — это законодательство Поэтому боюсь обещать вам сроки, но я рассчитываю, что через два года дроны полетят, и массово эта услуга будет запущена.
— В какие будущие технологии/сервисы/услуги – возможно, сейчас нереализуемые – вы лично верите – на горизонте 10 лет?
— Я считаю, что основных трендов будет два. Первый тренд – это все, что связано удовольствием для человека. И второй тренд – это то, что будет приносить человеку комфорт. Мне, например, как мальчику, очень нравятся дроны. Я считаю, что это однозначный тренд. Дрон – это очень универсальный продукт, и чем больше я интересуюсь рынком дронов, тем больше сфер открывается.
— Умный город, соответственно, тоже обеспечивает комфорт человека.
— Да, понятие «умный город» достаточно молодое и допускает большое количество трактовок. Если в интернете наберете, найдете 35 разных определений. Но все их объединяет одно и то же - это город комфортный и безопасный, город в котором хочется жить. Добиваемся мы этого всего — комфорта и безопасности – путем внедрения цифровых технологий и больших данных.
У нас в стране есть профильное министерство, которое отвечает за внедрение умных городов, это Минстрой. На сайте Минстроя есть прекрасная презентация, посвященная умным городам, там тоже есть определение умного города. Оно такое, каким я его привел, но добавлены две интересных вещи. Первое добавлено, что городом должно быть легко управлять. И действительно, когда у вас есть все данные о городе и цифровой двойник города, то управлять городом становится гораздо легче и более эффективно. И главная цель, которую Минстрой ставит перед умными городами — это удержание талантов. То есть умные, талантливые люди не должны покидать городов. Я считаю, что это очень хорошая цель, она большая, она важная, не только для городов, но, пожалуй, для страны в целом.