— Как проходила отмена внутрисетевого роуминга по предписанию ФАС?
Наши клиенты уже давно пользуются связью в поездках по России на условиях домашнего региона. Если мы вспомним лето прошлого года, когда эта история начала активно развиваться, уже тогда любой из наших клиентов мог выбрать тарифный план, который исключал любые наценки при передвижении по России. На всех наших тарифных планах интернет тарифицировался по единой цене, входящие звонки практически на всех тарифах были бесплатными, SMS тоже расходовались из пакета. Был ряд архивных тарифных планов – это пакетные тарифы с маленьким объемом включенных услуг и тарифы без абонентской платы, где такие наценки существовали. Но любой социально активный член общества, который много путешествует, мог выбрать такой тариф, где этих наценок не было. Эти тарифные планы продавались не по запредельным ценам: мы прекрасно знаем, что уровень цен на связь в России является одним из самых низких в мире, поэтому стоимость связи, на наш взгляд, уже давно не является обременительным финансовым фактором.
Тем не менее была позиция ФАС, основанная на том, что при перемещении абонентов по территории России ни на одном из тарифных планов не должно быть наценок. Нам установили сроки, и Tele2 было необходимо отменить внутрисетевой роуминг до 31 августа. Но это проект сложный не столько финансово, сколько технологически – у каждого мобильного оператора существуют тысячи активных тарифных планов, и вычислить все эти тарифы с точки зрения биллинговых решений – кропотливая работа. Эта работа завершена. Можно констатировать, что при перемещении по «большой России» никаких наценок нет, наценки остались при поездках в Крым. Можно сказать, там ситуация с рынком и конкуренцией не такая, как на остальной части России, но,
думаю, ситуация будет улучшаться и там и не за горами время, когда связь при поездках в Крым будет тарифицироваться по таким же ставкам, по которым тарифицируются поездки в другие регионы.
— Как отмена внутрисетевого роуминга, а также другие факторы (ослабление рубля, повышение НДС и, соответственно, многих расходов) сказывается на деятельности?
Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин
Пресс-служба Tele2Конечно, это может оказать некое давление на цены в целом, поскольку основное техническое оборудование закупается в иностранной валюте у зарубежных вендоров. С другой стороны, наша отрасль живет в условиях жесткой динамичной конкуренции, поэтому нельзя сказать, что каждый рубль повышения капитальных затрат будет транслирован в рубль повышения абонентской платы. Конечно, есть и обратная сторона этой конкурентной борьбы и повышения расходов – это возможное сокращение капитальных затрат. На мой взгляд, это особенно тревожно в преддверии инвестиций в новые технологии — 5G. И мне, и коллегам по отрасли хотелось бы, чтобы мы к этому новому технологическому горизонту подошли в хорошей форме, с хорошей рентабельностью, чтобы у нас были инвестиции, чтобы Российская Федерация не отстала на этом новом витке технологической революции.
— Корректировать прогнозы по финансовым показателям будете?
Последние финансовые показатели продолжают вселять оптимизм, мы по-прежнему продолжаем расти по выручки двузначными цифрами процентов, существенно растем по показателям рентабельности. За прошедшее полугодие чистая прибыль составила 1 млрд, операционная выручка – 68 млрд. Мой прогноз – наши капитальные затраты будут оставаться на высоком уровне, может, даже эпизодически будут повышаться. Инвестиции – это главное.
— Вышли ли на прибыль проекты виртуальных операторов связи?
Направление MNVO развивается очень динамично. Два года назад мы поставили стратегическую задачу не только развивать данное направление, но и стать фабрикой MNVO-проектов. Сегодня мы единственные из «большой четверки» операторов, для кого это направление является одним из корневых в стратегии. Причина состоит в том, что у нашей компании самые большие амбиции по росту базы. Конечно, есть объективные ограничения по численности абонентов, которых мы можем привлечь в Tele2, с другой стороны, есть возможность привлекать абонентов в другие бренды наших компаний-партнеров. На сегодняшний день мы имеем более 15 работающих MNVO-проектов. Это прежде всего банки, международные операторы связи и операторы фиксированной связи. Число активных абонентов MNVO-проектов уже превысило 1 миллион, соответственно, выручка от этого направления стала существенной.
Следующий шаг – запустить «коробочное» решение, которое позволит любой компании, которая даже не собирается глубоко погружаться в телеком-отрасль, быть мобильным оператором.
Думаю, не за горами тот день, когда мы скажем, что любой бизнес – средний, малый, блогер, хоккейная команда – может стать оператором мобильной связи.
— Операторы стали возвращать безлимитные тарифы на интернет. У вас какие на этот счет планы? И насколько дороже обходится связь по такому тарифу?
Действительно, некоторое время назад все игроки, включая нас, ввели безлимитные тарифы или опции. Мы к этой теме подходим очень рационально. Сейчас у нас есть тарифная опция с безлимитным интернетом– то есть ее можно докупить к тарифу. Напомню, что безлимитные тарифы у всех операторов в среднем дороже, чем обычные. Введение безлимитных тарифов – во многом это привлечение клиентской базы, но, с другой стороны, безлимитные тарифы привлекают пользователей, которые могут нанести ущерб, если можно так сказать, основной массе других абонентов.
Безлимит является неким наркотиком для отрасли, создает позитив в краткосрочной перспективе, но большие проблемы в связи с дополнительными инвестициями и с качеством работы сети в долгосрочной перспективе.
Поэтому я надеюсь, что если эта опция пришла надолго, она будет все-таки премиальным сервисом, а не массовым базовым тарифом.
На наш взгляд, для обычных пользователей — даже продвинутых — вполне хватает пакетных планов с 20, 30 или 40 Гб, которые есть на рынке. То есть безлимит в принципе не нужен. Безлимит, к сожалению, привлекает абонентов, которые начинают его использовать не для личных, а каких-то профессиональных нужд, соответственно, нанося ущерб другим пользователям. Думаю, со временем отрасль научится четко регулировать, какой вид трафика попадает под безлимит, а какой – нет, то есть рано или поздно отрасль начнет себя защищать. Одна из защит – это высокая цена на безлимит, а вторая – разделение трафика.