Не дожидаясь блокировки
Компания «Яндекс» приняла решение удалить контент «Газпром-медиа» со своего сервиса «Яндекс.Видео» после угроз со стороны Роскомнадзора заблокировать ресурс. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе компании.
Накануне заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин заявил о том, что надзорный орган может ограничить доступ к «Яндекс.Видео» 30 августа, если с него не будет удален весь пиратский контент.
Речь идет о сериалах телеканалов ТНТ, ТВ-3, 2х2 и «Супер», входящих в холдинг «Газпром-медиа». Руководство каналов обратилось в суд и обвинило «Яндекс» в нарушении авторских прав. Суд удовлетворил обращение и направил определения на исполнение Роскомнадзору.
«Яндекс» назвал требования РКН «необоснованными», упирая на тот факт, что блокировка пиратского контента не распространяется на поисковики, а значит компания не нарушает российское законодательство.
Эту ситуацию прокомментировал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин. По его словам, необходимо настроить коммуникацию между «Яндексом» и правообладателями контента.
«Пускай договариваются друг с другом — «Яндекс» с правообладателями. Потому что у «Яндекса» есть достаточно серьезные аргументы, которые заключаются в том, насколько нам известно, что ему никто не может указать конкретные адреса конкретных пиратских сайтов. И мы слышим «Яндекс», — сообщил Волин.
30 августа стало известно, что «Яндекс» решил удовлетворить требования Роскомнадзора, не дожидаясь ограничительных мер.
«В случае отсутствия мер с нашей стороны есть риск, что Роскомнадзор применит к «Яндекс.Видео» блокировку. Блокировка «Яндекс.Видео» привела бы к недоступности всего yandex.ru, поскольку этот сервис размещается по адресу «yandex.ru/video», а большинство провайдеров могут блокировать трафик только по доменному имени — в случае «Яндекс.Видео» это «yandex.ru». Чтобы минимизировать риск блокировки, из-за которой пострадали бы пользователи Яндекса, мы приняли решение удалить из поиска все ссылки на страницы со спорными произведениями», — говорится в официальном заявлении пресс-службы.
При этом пресс-секретарь «Яндекса» Илья Грабовский подчеркнул, что компания продолжает считать требования об удалении необоснованными и намеревается оспаривать их в суде.
Согласно заявлению компании, предъявленные Роскомнадзором требования являются неисполнимыми — сериалы разместил в интернете не «Яндекс», а значит он не может его удалить.
Кроме того, «Яндекс» не имеет возможности установить факт наличия прав на контент у конкретного сайта, и поэтому не может отделить спорный контент от легального.
Помимо прочего, выполнение требований РКН не решают проблему пиратства, так как пиратские сайты, на которых размещен нелегальный контент, до сих пор остаются доступными, а контент с этих ресурсов можно легко найти с помощью других поисковых сервисов.
«Хорошее решение проблемы пиратства должно удовлетворять двум принципам: прозрачность и равноприменимость. Мы сами являемся правообладателем и будем работать с другими правообладателями, регуляторами и прочими игроками индустрии над созданием системы, в которой оба этих принципа будут соблюдаться», — сообщили в пресс-службе.
«Яндекс» должен помочь
В начале лета 2018 года правообладатели и распространители контента обратились к руководству «Яндекса» с целью отработать механизм взаимодействия по борьбе с пиратством в интернете. Обращение подписали президент «Медиа-Коммуникационного Союза» Павел Степанов, председатель правления «Ассоциации продюсеров кино и телевидения» Сергей Сельянов, генеральный директор «Ассоциации Интернет-видео» Алексей Бырдин и генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов.
Согласно аналитическим данным, более 80% трафика на нелегальные ресурсы составляет именно поиск, а доля «Яндекса» в поисковом трафике доходит до 78%.
«Мы считаем, что пиратство в сфере профессионального видео, музыки, книг, софта и других типов контента несет стратегическую угрозу национальной экономике, социальной и культурной сфере, мешает реализации творческого потенциала наших сограждан, подрывает многочисленные бизнесы, связанные с производством и распространением контента, одновременно потворствуя развитию теневого сектора, например, запрещенных в России азартных игр», — говорится в открытом письме.
Авторы обращения призвали «Яндекс» оказать содействие в противодействии распространению нелегального контента и устранении его из поисковой выдачи, а также других сервисов «Яндекса». На текущий момент эта ситуация так и остается в подвешенном состоянии.