За первый год президентства Дональда Трампа крупные техкомпании потратили рекордные суммы на лоббирование своих интересов в Белом доме — это следует из федерального отчета за 2017 год.
Чемпионом в этом году стал Google, который вложил в лобби $18 млн против $15,4 млн годом ранее. За ним следует Amazon и его $12,8 млн.
Facebook и Apple как правило тратят на лоббирование чуть меньше средств, чем вышеобозначенные компании, но даже им пришлось раскошелиться. В 2017 году социальная сеть Цукерберга вложила $11,5 млн (на 32% больше, чем в прошлом году), а «яблочный» бренд — $7,1 млн, что превысило прошлогодние инвестиции сразу на 51%.
Такие активные денежные вливания являются следствием усиления влияния представителей hi-tech-индустрии, а также непростых отношений с Вашингтоном, которые усложнились с приходом к власти президента Дональда Трампа в 2017 году.
Новая реальность для IT
Кремниевая долина противостояла новому президенту по многим вопросам — сетевому нейтралитету, правам трансгендеров, запрету на въезд иммигрантов и многим другим. Советник по вопросам регулирования Брэдли Таск, который раньше работал с Uber и Tesla, заявил CNN, что причиной увеличенных трат на лоббирование в Белом доме стала так называемая «непредсказуемость Трампа» — техфирмы уже не могли чувствовать себя так уверенно, как раньше.
Но дело не только в Трампе — в последнее время против Долины ополчился и конгресс США, который устраивает регулярные слушания и разбирательства по делу вмешательства России в президентские выборы в 2016 году. От социальных сетей, в том числе Facebook, Google и YouTube, потребовали улучшить свои алгоритмы и не допустить распространения пропаганды и лживых новостей на своих платформах.
Но причиной рекордных трат является не только политика, но и эволюция IT-компаний, деятельность которых теперь не ограничивается только одной сферой.
Если раньше техфирмы интересовало только регулирование в сфере интернета, то теперь они готовы лоббировать развитие искусственного интеллекта и нейросетей, дронов и беспилотных автомобилей.
«Большие расходы на лоббирование демонстрируют тот факт, что техкомпаниям приходится давать тщательные разъяснения касательно своих новых сервисов», — заявил Стюарт Вердери, лоббист из Monument Policy Group, работающей с Amazon и Microsoft.
По мнению Вердери, американские власти как никогда озабочены сохранностью персональных данных, занятостью граждан и влиянием соцсетей на современное общество, поэтому каждый новый проект рассматривается с изрядной долей скепсиса.
Но Кремниевая долина усиливает свои позиции не только с помощью денег — интересы Google лоббирует помощник сенатора Теда Круза, а Facebook помогает бывший сотрудник из штата Генерального прокурора США Джеффа Сешнса. Amazon наняла лоббиста Брайана Балларда, который заведовал финансами во время избирательной кампании Трампа во Флориде.
Брэдли Таск считает, что такова теперь новая реальность для IT-компаний — они понимают, что в современных условиях для ведения бизнеса политическая протекция не менее важна, чем реклама, найм сотрудников или что-либо еще.
Хрупкое равновесие
В целом, не считая «российского дела» и нескольких мелких и средних промашек, 2017 год прошел для техкомпаний продуктивно и совсем не так, как предполагалось в ноябре 2016 года, когда стало известно об избрании Дональда Трампа.
После подведения итогов выборов Кремниевая долина буквально готовилась к худшему.
Например, Марк Цукерберг в своей публикации сдержанно предложил команде Facebook приложить все усилия, чтобы «сделать этот мир лучше».
Глава Apple Тим Кук разослал всем своим сотрудникам письмо, в котором призывал всех сплотиться в это нелегкое время, так как Трамп несколько раз выступал с призывом бойкотировать «яблочный» бренд. Тем не менее, судя по последним новостям, Куку и Трампу удалось прийти к соглашению — глава США приветствовал желание компании перевести все свои офшорные средства обратно в Америку, а Apple пообещала инвестировать сотни миллиардов долларов в экономику станы.
Другие представители Долины хоть и периодически высказывают несогласие с политикой президента, но на открытую конфронтацию не идут. Похоже, это один из тех случаев, когда худой мир действительно лучше любой ссоры.