Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал направить официальный запрос в компанию Google с требованием пояснить термин «ранжирование», который был употреблен в адрес российских медиа RT и Sputnik главой холдинга Alphabet Эриком Шмидтом.
«Свою озабоченность Google мы выразим уже сегодня, попросим нам, как регулятору РФ, разъяснить, что дословно значит термин «ранжирование», — передает слова Жарова «Интерфакс».
Руководитель надзорного ведомства добавил, что после получения ответа будет принято решение, что делать дальше. Он также выразил надежду, что мнение РКН будет услышано, и поэтому «не придется прибегать к более серьезным мерам».
Решение Google прокомментировала и главный редактор RT Маргарита Симоньян.
«Господину Шмидту стоит погуглить, как три недели назад его коллеги по Google признали, что RT не нарушал никаких правил их платформы. Пусть погуглит еще слово «цензура» и слово «совок», — написала Симоньян в своем Twitter.
Против цензуры, но не против дискриминации
Накануне Эрик Шмидт, руководитель компании Alphabet, куда входит Google, выступил с заявлением касательно российской пропаганды на форуме в Галифаксе. Он сообщил, что Google работает над тем, чтобы «деранжировать» сайты RT и Sputnik в поисковой выдаче.
Ранее сервису пришлось столкнуться с критикой из-за того, что спонсируемые Кремлем СМИ, которые якобы замечены в распространении дезинформации, занимают высокие места в поиске Google.
Несмотря на то, что Шмидт рассказал о планах на будущее, он не раскрыл конкретные шаги по снижению влияния российских медиа на мировое сообщество.
«Мы не хотим удалять их полностью. Мы так не работаем», — пояснил глава Alphabet, подчеркнув, что он против любого проявления цензуры.
Как «Газете.Ru» пояснила представитель внешней пресс-службы Google Екатерина Кондратьева, высказывание Эрика Шмидта относилось к продолжающейся работе Google по улучшению качества поиска. Она добавила, что компания не собирается менять алгоритмы, чтобы менять ранжирование выборочных сайтов.
В октябре 2017 года Google также исключила RT из сервиса Google Preferred, с помощью которого продает рекламодателям пакеты самых популярных каналов на YouTube — дочерней компании поискового гиганта.
К решительным действиям прибегла и социальная сеть Twitter, которая запретила RT и Sputnik размещать рекламу в своих аккаунтах, но разрешила сохранить микроблоги. Причиной этому стали спекуляции на тему вероятного вмешательства Кремля в американские президентские выборы в 2016 году, которое только предстоит доказать специальному комитету.
Когда американские власти все громче и громче начали говорить о «российском следе», крупнейшие международные техкомпании и соцсети, которые базируются в США, оказались в заложниках этой ситуации — если изначально они заявляли об ограниченном присутствии купленной рекламы, то на слушаниях в Конгрессе представили совсем другие цифры, более выгодные американской стороне.
После того, как RT вынудили зарегистрироваться в США в качестве иностранного агента по закону об иноагентах от 1938 года, Кремль ответил зеркально и принял схожий закон.
Если мировые социальные сети продолжат вести дискриминационную политику против России, велика вероятность того, что симметричные меры на этом не закончатся.
Это подтвердил и замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, который заявил, что Россия не оставит любые попытки ущемления без ответа. «Набор соответствующих мер будет выбирать в каждом конкретном случае. Иногда зеркальные, иногда ассиметричные. Иногда сразу, иногда через паузу. Но обязательно ответим. Это тот случай, когда мы точно не забудем зла», — цитирует слова Волина RNS.
Внутренние проблемы никуда не делись
Во время выступления в Галифаксе Шмидт решил отметить и успехи YouTube, сообщив об успешной блокировке свыше 52 тыс. роликов одного из печально известных рекрутеров «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» (запрещенная в России террористическая организация). Причиной удаления стало давление со стороны правительства США, потребовавшей избавиться от подобного контента на популярном видеохостинге.
Тем не менее, у YouTube, а значит и у его материнской компании Google, остаются другие проблемы — например, в последнее время в прессе появились сообщения о многомиллионых заработках от рекламы, предшествующей роликам с маленькими детьми. Стало известно, что такие видео привлекают большое количество педофилов, оставляющих двусмысленные комментарии, а значит зарабатывают много просмотров и приносят большой доход их владельцам.
Несмотря на то, что с законодательной точки зрения такой контент не является запрещенным, он провоцирует на просмотр людей с некоторыми сексуальными отклонениями. После того, как эта история была широко освещена прессой, сразу несколько британских компаний полностью отказались от рекламы на YouTube в качестве протеста. Планирует ли Google обратить свое внимание не только на российские СМИ, но и на сомнительный контент собственного дочернего сервиса, Шмидт не пояснил.