Любительский дрон столкнулся с пассажирским самолетом в Канаде, об этом сообщает The New York Times со ссылкой на местные СМИ. Этот случай, который назвали первым подобным инцидентом в Северной Америке, снова вызвал дискуссию за тему безопасности в воздухе и законодательного регулирования дронов, которых становится все больше и больше.
Дроны людям не игрушки
Небольшой пассажирский самолет Beech King Air A100 совершал рейс из аэропорта Руэн-Норанда в Международный аэропорт Квебек-сити имени Жана Лесажа. На тот момент на борту было шесть пассажиров и два члена экипажа.
Пилот заметил приближающийся к самолету дрон, после чего произошло столкновение — на левом крыле воздушного судна были выявлены незначительные повреждения. Борт благополучно приземлился, при данном инциденте никто не пострадал.
Министр транспорта Канады Марк Гарно в ходе пресс-конференции заявил, что «этого дрона там не должно было быть».
Гарно добавил, что хоть трагедии удалось избежать, в случае попадания дрона в двигатель, последствия могли бы быть «катастрофическими».
Полиция Квебека, которая расследует это дело, заявила, что пока не смогла найти ни дрон, ни его владельца. Беспилотник находился на высоте 1500 футов (около 457 метров), что в 5 раз больше нормы, предусмотренной канадским законодательством. Кроме того, по закону любительские дроны не должны подлетать к аэропорту ближе чем на 5,5 км.
Новые нормы были введены в 2017 году. Марк Гарно, представивший в марте правила для владельцев дронов, отметил, что нарушителям придется выплатить штраф в размере до $25 тыс. или отправиться в тюрьму. Кроме того, закон, который вступит в силу в 2018 году, устанавливает минимальный возраст для управления дроном, а также обяжет владельца указывать свое имя и адрес на корпусе устройства.
Несмотря на то, что это первый случай в регионе, когда дрон врезается в самолет, любительские беспилотники и раньше оказывались в опасной близости от пассажирского воздушного транспорта.
«Каждую неделю, практически каждый день поступают сообщения от пилотов, которые видели дронов в небе. Если вы спросите меня, это должно было случиться», — заявил Грег МакКоннелл, председатель Канадской федеральной ассоциации пилотов.
«Люди думают, что это игрушки, но это не так», — добавил МакКоннелл.
По данным министерства транспорта Канады, в 2017 году произошло 1596 инцидентов с участием дронов — из них 131 имел отношение к авиации и потенциальной опасности для самолетов.
Местная полиция так и не смогла установить ни одного виновника произошедшего, так как обнаружить дрон и установить его владельца достаточно сложно. На текущий момент правоохранительным органам во многом остается надеяться только на простых граждан, которые могут увидеть нарушения эксплуатации беспилотников и сообщить о них, пока не случилась новая авария.
Перепутал дрон с пакетом
Летом 2017 года похожий инцидент произошел в Австралии — небольшой частной самолет столкнулся с дроном неподалеку от аэропорта Парафилд в австралийской Аделаиде. Беспилотник повредил правое крыло воздушного судна, а потом бесследно пропал.
Представитель Управления безопасности полетов гражданской авиации Питер Гибсон заявил, что дрон мог бы протаранить лобовое стекло или зацепить двигатель, что усложнило бы посадку самолета и даже могло навредить пилоту. В Австралии штраф за неправильную эксплуатацию дронов составляет от $900 до $9 тыс.
«Газета.Ru» поговорила с главным редактором Frequentflyers.ru Ильей Шатилиным, который заявил, что
дроны в небе так же опасны для самолетов, как и птицы, которых активно отпугивают от аэродромов.
«Даже небольшой любительский дрон весом 1 кг при столкновении может повредить важные элементы конструкции самолета — от вмятины в обтекателе метеорадара до поломки датчиков углов атаки или трубок Пито для измерения скорости, антенн и т.п., а при попадании в двигатель это как минимум повреждение лопаток вентилятора, а то и выход его из строя. А ведь есть монстры и по паре десятков килограмм весом», — добавил эксперт.
Тем не менее, Федеральное управление гражданской авиации США по-прежнему считает, что птицы все же представляют более серьезную угрозу, если обратить внимание на статистику таких инцидентов.
В докладе ведомства от февраля 2017 года говорится о том, что пилоты несколько раз заявляли о том, что видели дронов там, где их быть не должно, но ни один такой случай не был подтвержден официально. В то же время столкновения воздушного транспорта и птиц происходят на регулярной основе и зафиксированы документально.
Федеральное управление приводит в качестве примера случай в британском Хитроу в прошлом году, когда пилот British Airways заявил о том, что в его борт врезался беспилотник. Эту историю растиражировали крупные СМИ, но расследование установило, что заявитель принял за дрон обычный пластиковый пакет.
В России требования к владельцам дронов вступили в силу 5 июля 2017 года. Теперь собственники обязаны ставить на учет все приобретенные беспилотники с максимальной взлетной массой от 250 г. При этом процедура регистрации пока не работает, так как правительство не утвердило соответствующий порядок — механизм учета обещают одобрить только к апрелю 2018 года.