ФСБ и Иран против Дурова
Создатель «Вконтакте» и Telegram Павел Дуров 27 сентября сообщил о том, что ФСБ составила протоколы из-за нарушения так называемого закона Яровой, который руководство популярного мессенджера отказалось соблюдать.
«Из-за невыполнения антиконституционного закона Яровой ФСБ составляет на нас административные протоколы, которые, как считают юристы, неизбежно приводят к судебным процессам. Ниже — документы, которые в последние недели шлют из России в наш лондонский офис», — пишет Дуров, прикрепив к публикации два файла.
В первом документе, составленном на имя Дурова, говорится, что в отношении Telegram будет оформлен протокол. Для этого в в Москву приглашается законный представитель компании. Второй документ представляет собой копию уже составленного протокола, в котором указано, что нарушитель «не явился».
В графе «обстоятельства нарушения» говорится о том, что Telegram, будучи внесенным в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), отказался предоставить информацию для декодирования данных в электронных сообщениях.
Накануне вечером стало известно, что в отношении Павла Дурова было заведено уголовное дело в Иране. По словам прокурора Тегерана Аббаса Джафари Долатабади, это вызвано тем, что Telegram пользуется популярность среди боевиков группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России) [террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации. — Газета.Ru].
Кроме того, Долатабади заявил, что мессенджер Дурова часто используется для работорговли и продажи наркотических средств.
Павел Дуров в своем твиттере кратко сообщил, что удивлен таким решением, а позже в записи во «ВКонтакте» заявил, что Иран официально присоединился к перечню стран, которые Дурову запрещено посещать.
«Телеграмом в Иране пользуется более 40 миллионов человек, и за все годы работы мы не заблокировали ни один политический канал и не выдали властям ни байта личных данных. В России у Telegram уже около 10 миллионов пользователей, и страна, похоже, спешит присоединиться к Ирану в вопросе заведения дел на руководство Telegram... Отсутствие возможности изредка посещать Россию для меня более болезненно, чем невъезд в Иран, — прежде всего, из-за родителей. Но переживем – глобус большой», — пишет бизнесмен.
Противоречия не исчезли
Отказ об исполнении закона Яровой, который Дуров назвал «антиконституционным и нереализумым технически», ожидаемо стал камнем преткновения между Telegram и российскими властями.
Пакет антитеррористических законов, принятый в 2016 году, обязывает всех организаторов распространения информации (ОРИ) хранить данные о переписке пользователей до полугода и быть готовыми предоставить их спецслужбам по запросу.
Кроме того, ОРИ должны предоставить так называемые ключи для декодирования сообщений, так как во всех современных мессенджерах трафик проходит в зашифрованном виде.
Летом 2017 года Роскомнадзор потребовал у Дурова предоставить ведомству ключи для дешифрации, на что последний заявил, что ничем помочь не может, так как ключи хранятся на устройствах самих пользователей, а не владельцев мессенджеров. Кроме того, Дуров подчеркнул, что ослабление шифрования во всех мессенджерах приведет к подрыву национальной безопасности страны в целом.
Позже глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что не просил доступ к личной переписке пользователей, а требует только пять идентификаторов, необходимых для внесения Telegram в список ОРИ.
«Если на этом желания регулятора действительно ограничиваются, у меня нет возражений против использования этих данных для регистрации Telegram Messenger LLP в реестре организаторов распространения информации, однако мы не будем выполнять антиконституционный и нереализумый технически «закон Яровой» — равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram», — прокомментировал Павел Дуров ответ ведомства.
После этого мессенджер был официально зарегистрирован как организатор распространения информации, но Дуров отметил, что «радоваться все еще рано», и напомнил своим подписчикам, что противоречия между политикой конфиденциальности Telegram и некоторыми законами Российской Федерации никуда не исчезли, что может привести к проблемам и потенциальной блокировке мессенджера на территории России.