В России злоумышленники придумали новый вид спама, который приобретает все большую популярность, пишет газета «Известия». Отмечается, что злоумышленники программируют автоматическую систему, она набирает номера телефонов, а потом обрывает вызов после первого гудка, в результате чего на телефоне граждан высвечивается пропущенный вызов с незнакомого номера. В случае если абонент перезвонит по этому номеру, на другом конце автоматизированная система озвучит рекламное объявление.
Такие уловки впервые появились в Японии под названием Wangiri и использовались мошенниками для списания денег с перезвонивших.
По данным исследования аналитической компании Telecom Daily, опросившей 3000 человек, с новым видом спама уже столкнулись 65% россиян. При этом компания отмечает, что активность спамеров в таком виде рекламы за последние полгода возросла на 50%.
Проблема заключается в том, что с точки зрения законодательства права граждан не нарушаются. С одной стороны, в федеральном законе «О рекламе» четко прописано, что без предварительного согласия абонента рекламодатель не имеет права распространять какую-либо информацию с помощью телефонной связи. В противном случае рекламодателя ждет ответственность. Однако японский спам оказался хитрее законодательства: так как абонент сам набирает номер телефона со спамом, считается, что он автоматически дает согласие на получение информации.
«Если гражданин сам обращается за получением информации, в том числе звонит по телефону, то необоснованно утверждение, что такая информация является рекламой и что она навязывается гражданину без его желания»,
— комментируют новый вид спама в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Такую же позицию разделяет и замдиректора Координационного центра национального домена сети интернет по правовым вопросам Сергей Копылов. По его словам, «однозвонковый» спам формально не нарушает законодательство. Он отмечает, что у деловых людей есть «привычка» перезванивать. «Выходит, что абонент перезванивает по собственной инициативе. С точки зрения закона докопаться сложно, привлечь к ответственности не за что. Спамеры побуждают абонентов самостоятельно позвонить им», — резюмирует Копылов. Таким образом, помощь абонентам остается почти полностью на усмотрение оператора.
«О подобной разновидности Wangiri мы знаем. Первоначально схему использовали в мошеннических целях. В этом году мошенники особенно активно используют эту схему в целях рекламы различных услуг — юридических, медицинских и т.д.», — говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина, добавляя, что компания, как правило, блокирует телефонные номера спамеров по просьбе абонентов.
«Когда абонентов подобным образом вынуждают совершать международные звонки, мы на основании жалоб абонентов вносим номера в черные списки. Но в случае с международкой это именно фрод (от англ. Fraud — «мошенничество». — «Газета.Ru»), направленный на то, чтобы абонент совершил звонок на дорогостоящее направление. А в указанной ситуации это, видимо, локальные звонки с целью рекламы», — отмечает официальный представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.
И все же шанс на то, что власти предпримут какие-либо действия, есть. По словам Сергея Копылова, для того чтобы это произошло, есть два варианта. Первый вариант — ФАС должна возбудить хоть одно дело по случаям с новым видом спама. Второй вариант — выпуск соответствующих разъяснения по закону «О рекламе».
По словам секретаря временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александра Шепилова, если проблема противодействия новому виду спама станет массовой, то комиссия готова обсудить ее. «В новой рекламной схеме есть много вопросов, на которые необходимо получить ответы от операторов связи. После этого можно искать пути решения проблемы», — отмечает он.