Боты в сетях
Существует две вещи, которые раздражают всех пользователей мессенджеров и социальных сетей. Первая — это приходящий спам. Вторая — добавление в группы и паблики без приглашения.
Если говорить о добавлении в группы и паблики без подтверждения этого действия самим пользователем, то тут многое зависит от политики мессенджера или соцсети.
Например, в Facebook это разрешено, а в «Одноклассниках» нельзя добавить человека в друзья или в группу без его ведома.
«Владельцы групп могут отправить приглашение пользователю, после чего он сам решает, присоединиться ли к группе. Точно так же добавиться в друзья к пользователю можно только с его одобрения», — подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе «Одноклассников».
Примерно такая же политика конфиденциальности и в другой российской социальной сети «ВКонтакте».
Однако идеология социальных сетей и мессенджеров заключается в том, что они предназначены для общения. Поэтому, даже если на какой-то платформе проводится жесткая политика конфиденциальности и сохранения приватности пользователей, полностью запретить рассылку запросов на добавление в друзья и приглашение в группы невозможно, чем и пользуется недобросовестные SMM-компании.
Например, клиент поставил задачу SMM-агентству довести количество участников группы или паблика в социальной сети до 100 тыс. человек. Привлечение «живых» участников требует времени, денег и компетенции, а с помощью ботов такая задача решается быстро и дешево.
Боты могут использоваться и как участники группы, и как источник рассылки приглашений или прямого добавления в группу или паблик.
С точки зрения классических продаж ценность таких сообществ приближается к нулю и по сути является мошенничеством по отношению к клиенту. Однако если нужно провести кратковременную рекламную кампанию в соцсетях, быстро привлечь внимание к какому-то человеку, событию или товару, то ботнеты (сети, состоящие из ботов) могут оказаться довольно эффективным инструментом.
Несмотря на существующие практики, SMM-агентства редко признаются в использовании ботов для проведения кампаний, да и сами социальные сети с переменным успехом борются с ботами. Что касается спама, который мы получаем в соцсетях, то для его распространения также активно с используются ботнеты.
Спам по номеру телефона
В мессенджерах, где регистрация и авторизация происходит по мобильному телефону, ситуация немного другая.
Представители некоторых операторов говорят, что проблема спама напрямую связана с продажей «серых» SIM-карт, которые спамеры покупают оптом через подставные фирмы.
Впоследствии спам распространяется именно с таких номеров, и как только оператор блокирует номер, подключается следующий.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин с таким мнением категорически не согласен. «С помощью «серых» SIM-карт рассылают спам совсем уж дремучие спамеры. Профессионалы покупают в Восточной Европе или иных странах SMS-шлюзы, соответствующее оборудование, трафик и массово рассылают спам безо всяких SIM-карт», — заявил эксперт.
По мнению Эльдара Муртазина количество спама в мессенджерах зависит в первую очередь от самой платформы, от того, сколько денег и усилий вкладывается в борьбу со спамом.
«Обратите внимание, что в одних мессенджерах спама практически нет, а в других это является проблемой. Если экономить на модераторах, на техподдержке, то да, спама будет много», — считает Муртазин.
Чем больше информации — тем больше спама
Спам-аналитик «Лаборатории Касперского» Дарья Лосева рассказала о том, как формируются базы данных для спама.
«Банальным брутфорсингом — перебором номеров или имен — спамеры еще пользуются, но это не очень эффективно, так исключается возможность таргетинга. Сейчас пользователи соцсетей сами оставляют очень много открытой информации о себе. Ее собирают специальные поисковые роботы — это несложно», — сообщила Лосева.
Спам-аналитик добавила, что еще одним каналом получения персональных данных являются коррумпированные сотрудники интернет-магазинов, банков, страховых компаний, госструктур и прочих организаций, где хранятся персональные данные.
Третьим способом является вредоносное ПО типа «червь», которое находит в почтовом клиенте зараженного ПК контакты и отправляет на серверы злоумышленников.
«Затем полученная информация анализируется и систематизируется. Современнее машинные алгоритмы позволяют автоматизировать этот процесс. Анализируется масса данных: возраст, пол, место жительства, семейное положение, сфера деятельности, должность, профили и активность в соцсетях и прочая информация», — рассказала собеседница «Газеты.Ru».
Как правило, сбором и систематизацией подобной информации занимаются специалисты, которые затем продают эти базы данных спамерам. Таким образом, спам-сообщения, доходящие до адресата, могут быть очень релевантными. Однако даже очень таргетированный спам имеет довольно слабый эффект по сравнению с обычной рекламной кампанией, проведенной классическими методами. Сам формат спам-сообщения изначально негативно настраивает получателя.
«Мы сравнивали эффективность спама и обычных рекламных кампаний, проводимых в Facebook. Эффективность стандартной рекламы в разы выше», — говорит Лосева.
Но дело не только в эффективности и стоимости рекламы — часто у распространителей рекламных спам-сообщений просто нет возможности размещать рекламу обычным способом. Такая реклама может не вписываться в правила размещения на площадке, которая интересует рекламодателя, или вообще нарушать законодательство страны и рекламировать нелегальные товары и услуги.
В разговоре с «Газетой.Ru» спам-аналитик «Лаборатории Касперского» отметила, что не только спам является нарушением закона «О рекламе», но само составление и продажа баз персональных данных пользователей абсолютно незаконны, так как это противоречит закону «О персональных данных».
Госдума против спамеров
25 июля Совет Федерации одобрил два федеральных закона: «О внесении изменений в статьи 101 и 154 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».
Первый закон обязывает администрацию мессенджеров устанавливать по номеру телефона личность пользователей и в том числе ограничивать передачу сообщений, нарушающих законы РФ.
Как заявил глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, операторы мессенджеров должны пресекать распространение противозаконного спама в случае поступления жалоб пользователей в Роскомнадзор.
Второй закон ужесточает правила продажи SIM-карт и направлен на борьбу с «серыми» дилерами, которые через подставные юридические лица закупают и оформляют корпоративные «симки» якобы для своих сотрудников, а затем перепродают их без соблюдения правил оформления SIM-карт, то есть без предоставления паспортных данных. Этот закон по логике его разработчиков направлен в первую очередь на борьбу с терроризмом.
Опрошенные «Газетой.Ru» телеком-эксперты усомнились в том, что оба принятых закона помогут защите пользователей от спама.
Аналитик агентства MForumАnalitics Алексей Бойко полагает, что закон об идентификации пользователей мессенджеров не поможет большинству пользователей сети и не будет работать, так как не дает никаких дополнительных механизмов владельцам мессенджеров в борьбе со спамом помимо тех, которые у них сейчас.
Эльдар Муртазин считает, что ужесточение правил продажи SIM-карт может даже увеличить количество спама. По его мнению, принятый закон подтолкнет спам-операторов, которые использовали «серые» SIM-карты, перейти к технически совершенным и более производительным способам распространения спама, где SIM-карты вообще не требуются.