Аналитик данных Сет Стивенс-Давидовиц проанализировал поисковые запросы, с которыми пользователь обращается к Google, и вывел интересную статистику — оказывается, люди более честны с поисковиком, чем со своими близкими, с которыми они не готовы обсуждать слишком интимные или неудобные темы.
Стивенс-Давидовиц в своей книге, посвященной этому феномену, пишет о том, что всем людям рано или поздно становится нужна информация,
и тут на помощь приходит Google, который становится своеобразным хранилищем сокровенных тайн и секретов.
Ученый называет поисковые запросы «сывороткой цифровой правды». Он отмечает, что условия, при которых люди честно задают волнующие их вопросы, являются идеальными при обращении к поисковику в интернете — запрос происходит в реальном времени, без свидетелей и модерации со стороны администраторов сервиса.
Таким образом, большие данные, или «биг дата», помогли узнать, что же действительно беспокоит людей. «Откровений становится все больше. Психические заболевания, сексуальность, аборты, религия, здоровье... Я убежден, что поисковые запросы Google — важнейший массив данных о человеческой психике, когда-либо созданный», — пишет Стивенс-Давидовиц в своей книге, отрывок из которой опубликовала The Guardian.
Запретные темы
Одной из самых табуированных тем в современном обществе является секс, что нашло свое отражение в результатах исследования американского аналитика данных. Так, например, согласно данным Google, мужчины чаще ищут способы увеличения полового члена, чем уроки по настройке гитары, руководство по смене колеса или приготовлению омлета.
Вторым по популярности запросом от мужчин касательно секса является поиск советов о том, как продлить половой акт. Что характерно, женщины при этом ищут способы как можно быстрее довести партнера до оргазма.
Кроме того, в США жены нередко подозревают своих мужей в том, что они гомосексуалисты. Согласно исследованию, запрос «мой муж...» чаще всего заканчивается словом «гей». На втором месте оказалось «изменяет», на третьей — «алкоголик», а на четвертом — «в депрессии».
Кроме того, Google обнажил другую важную проблему в отношениях — отсутствие сексуальной близости. Жалоба номер один, включающая в себя слово «бойфренд», звучит как «мой бойфренд не хочет заниматься со мной сексом». Удивительно, но таких запросов в поисковике в два раза больше, чем аналогичных запросов про девушек.
Автор исследования отмечает, что в вопросах секса далеко не каждый может быть достаточно откровенным с другом, родственником и партнером, чтобы спросить совета. Тем не менее необходимость решать проблемы отправляет людей в Google, который не осудит и не расскажет другим об особенностях их личной жизни.
Расовые предрассудки
Помимо сексуальной темы люди стараются держать при себе свои предрассудки и фобии. В настоящее время многие стараются не судить других по их национальности, ориентации или религии, так как боятся в свою очередь подвергнуться критике. Тем не менее, по словам Сета Стивенса-Давидовица, в американском сегменте Google нередки запросы «почему темнокожие люди грубые» или «почему евреи злые».
Аналитик отметил в своем исследовании несколько закономерностей, например, только слово «грубый» применяется в поисковой системе исключительно к афроамериканцам. Практически все этнические и религиозные группы причисляются к «глупым», за исключением евреев и мусульман.
А вот стереотип «злые» регулярно появляется в связке с евреями, мусульманами и гомосексуалистами, но никогда не применяется к темнокожим, мексиканцам, азиатам и христианам.
«Данные Google помогают нам в режиме реального времени следить за всплесками злобы, подогреваемой ненавистью», — пишет ученый в своей книге. Несмотря на то что лидеры США каждый раз призывают к толерантности и отказу от дискриминации, результаты поисковой выдачи свидетельствуют о том, что с терпимостью у современного общества все пока не так гладко.
Мальчики умные, а девочки красивые
Другой важной темой, которую не все готовы обсуждать в светском обществе, является сексизм. В исследовании отмечается, что американские родители часто хотят узнать у поисковика, одарен ли их ребенок. При этом девочки считаются более способными и, как правило, лучше успевают в школе.
Тем не менее запрос «талантлив ли мой сын» встречается в 2,5 раза чаще, чем «талантлива ли моя дочь». Данные Google демонстрируют, что пользователи гораздо чаще задают вопросы, связанные с умственным развитием, о своих сыновьях, нежели дочерях.
Родителей чаще интересует внешний вид девочек, чем их аналитические способности — запрос «страдает ли моя дочь ожирением» почти вдвое побеждает такой же запрос про сына. Пользователи Google задают в полтора раза больше вопросов о том, красива ли их девочка, чем красив ли сын.
Первый шаг к победе
Сет Стивенс-Давидовиц заявил, что если люди говорят только то, что мы хотим услышать, постепенно они заменяют правду на ее суррогат. Но «сыворотка цифровой правды» призвана показать, что в целом ситуация в мире гораздо хуже, чем мы предполагали.
Ученый считает, что это знание тем не менее может улучшить качество жизни. Во-первых, исследование может успокоить тех, кто считал, что он остался наедине со своими проблемами, которые больше ни у кого не встречаются.
Во-вторых, многие неуверенные в себе люди часто боятся задать вопрос вслух, так как считают его слишком глупым.
Google же позволяет спрашивать самые базовые и элементарные вещи.
И в-третьих, ценность этого исследования заключается в том, что понимание проблем постепенно приведет к поиску решения.
«Статистика запросов Google и других источников правды в интернете позволяет заглянуть в темнейшие уголки человеческой психики. Порой с этим трудно смириться, но это знание дает нам новые возможности. Мы используем информацию, чтобы бороться с тьмой. Сбор большого объема данных касательно мировых проблем — это первый шаг к их исправлению», — считает ученый.