— Как изменится пользовательский опыт в цифровую экономику?
— Первое: телеком, в том виде, в каком мы его знали последние годы, прекратит свое существование. Фактически он сольется со смежными отраслями, такими как интернет, финансовый сектор и сфера услуг. Это позволит основным игрокам конкурировать не по только по цене и качеству инфраструктуры, но и по набору сервисов.
Второе: каждые 8-10 лет на рынке телекома происходит смена технологий. Сейчас мы находимся в периоде бурного строительства и развития сетей LTE по всей стране. Эта технология уже стала базовой в крупнейших городах. Следующий этап – 5G.
— 5G – это хорошо, конечно. Но у нас много отдаленных территорий, которые вообще не в этом дискурсе.
— У нас страна, действительно, большая. Есть четкие лидеры технологического использования – Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники. А есть территории, которые по-прежнему живут в голосовом мире. Но даже в удаленных регионах, малых городах есть сервисы такси, использующие возможности интернета. Простые жители, а не компьютерные фрики уже не обходятся без Viber и WhatsApp. Этого не было три года назад.
— С какими технологическими трудностями связано установление 5G?
— Пока нет стандарта. После того как он появится, начнут предлагать технические и инженерные решения пользовательских устройств, радиопередающего оборудования, подводящей инфраструктуры. Это будет происходить в ближайшие годы.
— Насколько основные игроки реально готовы вкладываться в 5G?
— Это однозначно вопрос не этого года. Отрасль находится не в очень благоприятной ситуации.
Обострилась конкуренция, произошла девальвация рубля. Рост за счет новых абонентов практически прекратился, потому что проникновение в отрасли уже достигло примерно 200%, то есть новых подключений почти не появляется. Хотя внутри этой базы абонентов становится все больше активных пользователей интернета.
При этом появляются уже новые кейсы, которые текущие технологии обслужить не могут. Это виртуальная и дополненная реальность, дистанционное управление. И вопрос, появится ли 5G повсеместно или будет развиваться точечно, пока остается открытым.
— С учетом того, сколько лет тянули кабель на Камчатку, я очень сомневаюсь в повсеместности.
— Прежде всего, мы говорим о крупных городах. Если будет утверждена концепция «умных городов», государство тем самым простимулирует спрос и подтолкнет компании к инвестициям в технологии 5G.
— То есть получается, что основным заказчиком и двигателем должно выступить все-таки государство?
— Государство может дополнительно простимулировать динамику развития 5G. Если этого не случится, то развитие будет проходить органически. И, соответственно, общий процесс перехода на эту технологию займет больше времени.
— Какие основные риски вы видите для себя при принятии инвестиционного решения в отношении 5G?
— Самый большой риск – это отсутствие массового спроса.
— А какие законодательные риски, которые отнимают финансовые и человеческие ресурсы?
— Есть два закона. Первый − «закон Яровой», направленный на борьбу с терроризмом. Он подразумевает хранение больших объемов данных, и сейчас идет дискуссия, как администрировать его финансирование. Обсуждаются два сценария: или это делают операторы, например, включая фиксированный платеж в счет каждого абонента, или систему хранения будет строить государство. Последний вариант тоже возможен, хотя всерьез все-таки не рассматривается.
— А второй?
— «Закон Матвиенко», касающийся регулирования продаж SIM-карт. Мы его в принципе поддерживаем и считаем, что данный закон большого урона отрасли не несет. Хотя для ряда игроков это может быть довольно болезненным.
— В мае проблемы у «Мегафона» привели к тому, что его абоненты в Москве остались на полдня без связи. Как пользователи могут себя обезопасить? Не будут же они таскать с собой несколько симок.
— Связь – это технологический продукт. Естественно, компании инвестируют в резервирование, дублирование систем, чтобы, по возможности, купировать проблему. Но аварии будут случаться – железо, софт имеют свойство ломаться. Для большей уверенности абонентов могу предложить, например, смартфоны с двумя слотами под SIM-карты.
— В чем российская телеком-отрасль отстает от развитых стран?
— Телеком в России сотворил чудо – при аномально низких ценах в стране обеспечено очень хорошее покрытие.
Зачастую даже в центре мировых столиц вы будете видеть на своем экране EDGE, тогда как в центре Москвы и Санкт-Петербурга всегда доступен 4G, в крайнем случае − 3G. Хотя, несомненно, есть какие-то отличия. Например, в Европе в каждой стране по 3-4 основных оператора и очень много виртуальных. В России это тоже будет происходить. Tele2 уже сотрудничает с «Ростелекомом» (более 240 тыс. абонентов), Сбербанком и рядом других компаний. Мы, по сути, уже стали фабрикой MVNO: Tele2 создала на своей сети больше всего независимых виртуальных операторов, чем другие игроки.
— А почему исчезают безлимитные тарифы?
— Крупные игроки отказались от безлимитных тарифов, так как осознали, что это был наркотик для отрасли. Прошлый год операторы яростно боролись за этих клиентов – они платили выше среднего, обеспечивая быстрый доход для компаний и прирост абонентской базы. Но к концу года пришло осознание, что эти абоненты, являясь подспорьем в операционной экономике, разрушают бизнес изнутри.
— Едят слишком много?
— Да. Эта малочисленная группа убивает пользовательский опыт для большого количества клиентов.
А их потребление (зачастую они обеспечивали едва ли не половину всего трафика в сети) никак не соотносится с тем, сколько они платят, 300-400 рублей − такова была стоимость безлимитов в прошлом году.
— Что будет с тарифами? Какое-то время назад было безумное количество предложений, потом оно резко сократилось до топа самых популярных.
— Был период, когда компании предлагали тариф на любой случай жизни, целые матрицы тарифов. Продавцы не понимали, что они продают, покупатели путались в попытке выбрать. Но дальше связь стала базовой услугой, и люди уже не хотят реально задумываться над выбором. В результате им предлагают ограниченное меню – data, голос. Дальше клиент отдельно докупает опции под свои потребности. Будут дальше развиваться конвергентные тарифы, как внутри телекома, вместе с фиксированной связью, с телевидением, со спутником, так и со смежными отраслями – финансами, розницей.
— Будут ли снижаться тарифы на роуминг?
— Однозначно будут. Это одна из немногих категорий, которая подешевела. В случае с международным роумингом нас немного подкосила, конечно, девальвация рубля, поскольку мы платим в валюте за роуминг и не можем это не переносить на клиентов.
— Что в ближайшем будущем исчезнет из наших смартфонов, чем я перестану пользоваться? Возможно, SMS уйдут…
— Мессенджеры убивают SMS − текстовые сообщения становятся нишевым продуктом. При этом голосовой трафик не умирает. Он довольно стабилен − люди продолжают говорить, им это нравится. Благодаря распространению пакетных тарифов пользователи перестали следить за минутами − сейчас они воспринимают голосовую связь как бесплатное благо. При этом трафик уходит в приложения. В интернет вы особо не заходите, за исключением поисковиков.
— А что в опыте коммуникации появится принципиально нового?
— Раньше звонок был только голосовой, потом появился видеозвонок. Следующий этап — медиазвонок. Когда, допустим, мы с вами, удаленно общаясь, можем вместе просмотреть фильм или ролик, причем абсолютно синхронно, и при этом еще обмениваться сообщениями. Это не технологии будущего – приложение DabKick, обеспечивающее эти возможности, уже доступно абонентам.