Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на прошлой неделе вынесла предупреждение российской структуре Apple — ООО «Эппл Рус» — по делу о сервисном обслуживании и обязала до 1 мая открыть сервисный центр в России. В противном случае, как заявил глава ведомства Игорь Артемьев, организацию могут ожидать штрафы.
Дело в отношении компании ФАС возбудила после жалобы Дмитрия Петрова в Басманный суд, которому отказали в замене поврежденного дисплея iPhone 6 Plus в нескольких сервисных центрах, являющихся официальными партнерами Apple. Мужчине предложили заменить девайс на новый с доплатой, потому что
необходимые детали для замены экранов не поставляются в Россию.
«Полностью удовлетворен [решением ФАС]. Это был не спор про замену товара или взыскание неустойки. Apple пришлось изменить процедуру обслуживания клиентов для России, что очевидно потребовало согласований в их HQ (головной офис. — «Газета.Ru»). Очевидно, что такие процессы не происходят мгновенно», — рассказал Петров в беседе с «Газетой.Ru» после предупреждения в адрес «Эппл Рус».
По его словам, представители Apple в ФАС подтверждали намерение открыть центр обслуживания. Показательным, как считает Петров, является тот момент, что ведомство пока обошлось без штрафа. «Это также означает, что комиссия верит, что Apple выполнит это требование», — добавил собеседник издания.
Примечательно, что спустя несколько дней после предписания ФАС России Apple, по сведениям издания MacRumors , специализирующегося на инсайдах относительно купертиновцев, решила не лишать гарантии владельцев iPhone, воспользовавшихся неофициальными сервисными центрами. Эти правила работают при наличии действующей гарантии на устройство.
Однако нововведение снова не распространяется на дисплей смартфона, который предстоит менять по «старым тарифам»: или отдельно (если эту предусмотрено для той или иной страны) сам экран, или же с заменой на новый девайс. Не секрет, что разбитый экран — наиболее частая причина для обращения в ремонт.
Спор не про деньги
При этом за поставку в Россию для ремонтных работ именно этой части iPhone и боролся Дмитрий Петров.
Он пояснил, что само дело основано на российском законе «О защите прав потребителей». Согласно ему, Apple обязана предоставлять сервисную поддержку своим клиентам. Кроме того, кейс был подтвержден и зарубежным опытом. «В частности, я ссылался на опыт США, где есть такой сервис и, например, стоимость замены стекла ниже в три раза, чем услуги по замене устройства в России», — рассказал он.
Apple, как считает собеседник «Газеты.Ru», не просто нарушила закон, но и таким образом дискриминировала российских потребителей.
Петров подтвердил изданию, что отказался от судебного иска, так как, по его мнению, нет больше смысла спорить.
«Это был спор не про деньги, а про поставку в Россию запасных частей», — объяснил он свое решение.
«Официальный сервис Apple — это закрытое предприятие, куда обычный человек попасть никак не может. Они в основном созданы специально для авторизованных партнеров. Через них смартфон или другая техника Apple попадают в сервис», — пояснил «Газете.Ru» управляющий директор агентства Mobile Speed Rating Сергей Вильянов.
Партнеры не чинят, а выступают в роли сборщика, получают телефоны и отправляют их в Apple. Сама же «яблочная» корпорация их очень жестко контролирует.
Усилиями Петрова, как ожидается, в России появится техническая линия, которая позволит менять экраны через официальный ремонт.
Это подтверждают в re:Store, где владельцы «яблочных» девайсов могут сдать их на гарантийный ремонт в любом магазине. «Наличие чека при этом не обязательно: мы знаем всех своих покупателей по серийному номеру устройства. Покупатель получает акт приема-передачи товара на ответственное хранение и оставляет устройство на срок до 45 суток для ремонта. По факту процесс происходит быстрее», — рассказали в пресс-службе магазина.
Отмечается, что все это можно не делать через магазин, а сразу напрямую обратиться в авторизованный сервисный центр, самостоятельно выбрав его на сайте Apple. «Если центра нет в списке, значит, он не авторизован вендором и надо остерегаться недобросовестных партнеров», — предупреждают в re:Store.
Согласно сведениям, представленным на сайте компании, у Apple в Москве имеется 18 авторизованных сервисных центров, которые осуществляют тот или иной вид гарантийных ремонтных работ.
В одним из них — MCLABS — «Газете.Ru» сообщили, что в настоящее время действительно не заменяются дисплейный модуль и, например, материнская плата. Есть и другие детали, которые нельзя поменять по отдельности в авторизованных точках.
Вильянов прогнозирует, что
стоимость замены экрана «по-белому» составит в среднем 13–14 тыс. руб. Для старых моделей iPhone цена будет дешевле, но для новых может доходить и вовсе до 20 тыс. руб.
Смартфоны на органы
Эксперт затронул тему и неофициальных ремонтных организаций. «До недавнего времени, если говорить честно, разницы между хорошим нелегальным сервисом и официальным по качеству не было», — говорит Вильянов.
Связано это с тем, чем телефоны были достаточно простыми с технической точки зрения, а при наличии деталей в сервисе можно было осуществлять ремонт без заметной утери потребительских свойств.
Глобальное перемены для «черных» ремонтных предприятий произошли с выходом 6S.
«Банальная замена экрана стала практически невозможной, потому что дисплей стал единым целым с кнопкой Home, которая считывает отпечатки пальцев.
На iPhone 5S ее можно было менять, но с выходом новых моделей ремонт не осуществляется просто так. Если заменить клавишу, чей номер прописан в материнской плате, то смартфон ее просто не признает», — объясняет Вильянов.
Есть и другие детали, которые практически невозможно заменить без ухудшения работы устройства. Так, iPhone 7 и iPhone 7 Plus получили влагостойкость, которая достигается внутренней системой прокладок. «Разобрать и собрать без специального оборудования их невозможно. Много и других нюансов, которые требуют серьезного подхода с серьезным оборудованием, которого у большинства этих сервисов «наколенных» просто нет», — отмечает эксперт.
Не стоит и доверять инженерам в неавторизованных сервисных центрах, когда они предлагают заменить стекло на дешевое нелегальное, которое, как они утверждают, ничем не уступает по качеству, а только «желтит», или так называемое официальное, цена которого выше.
Вильянов утверждает, что за последние годы ни одного экрана на рынок официально Apple не поставила.
«Сами эти ребята признаются, что так называемые официальные экраны они покупают на eBay. Они являются восстановленными от уже умерших телефонов»,
— делится опытом общения с такими ремонтниками эксперт.
В таком разборе по деталям особо преуспели китайцы, которые берут «убитые» устройства и разбирают по кусочкам с помощью необходимого оборудования, позволяющего аккуратно отделить рабочий слой от экрана.
В настоящее время специалисты научились «повторять» дисплеи для всех моделей iPhone пятого поколения. Но для iPhone 6/6S и тем более для iPhone 7 — пока еще нет.