Компания «Ростелеком» удалила из магазинов приложений App Store и Google Play коммуникационный сервис «Аллё» спустя две недели после запуска тестовой версии. В пресс-службе оператора «Газете.Ru» причину самого решения не пояснили, но сказали, что программа вернется «после доработки и повышения юзабилити». Впрочем, сроки возвращения представитель «Ростелекома» не назвал.
Помимо того что «Аллё» не ищется в магазинах интернет-гигантов, приложение заблокировано и у тех пользователей, которые успели его загрузить на свои смартфоны.
В «Известиях» этот шаг связали с тем, что компания получила большое число негативных отзывов на свой продукт.
Сервис начал работать 25 января 2017 года, предоставляя возможность совершения аудио- и видеозвонков. Пользователи при регистрации получали номер телефона с городским кодом Воронежа. Абонентам предоставили тестовые 20 минут для звонков. Поддержка текстовых сообщений в сервисе отсутствовала — эту функцию разработчики обещали добавить позже, как и другие города.
В «Ростелекоме» не раз отмечали, что «Аллё» является не мессенджером, а «OTT-коммуникатором».
«Называть наш проект мессенджером не совсем корректно, это ОТТ-коммуникатор. Для нашей компании это как сервис «мультискрин» для телевидения — расширение возможностей стационарного телефона на любые абонентские устройства», — еще весной объяснял «Газете.Ru» представитель оператора Валерий Костарев.
Тогда же в пресс-службе «Ростелекома» сообщили, что приложение выйдет на рынок до конца 2016 года. При этом о планах создать «аналог Skype» говорилось еще в 2014 году. Был объявлен и тендер стоимостью 70 млн руб. Однако в том же году оператор решил взять паузу.
По сведениям сайта госзакупок, дизайном и разработкой «Аллё» за 3,5 млн руб. занималось АО «Рестрим» — дочернее предприятие ПАО «Ростелеком». Еще один тендер — на разработку программного обеспечения — выиграла компания «Светец» почти за 44 млн руб.
Отложенный чиновниками тест
После того как «Ростелеком» объявил о намерении выйти на рынок OTT-решений, считалось, что оператор включится и в борьбу за чиновников. В 2016 году Институт развития интернета (ИРИ) начал подготовку проекта государственного мессенджера.
Еще в сентябре среди возможных претендентов упоминалось решение «Ростелекома», обозначенное в списке организации как B2G Messenger. Но уже в конце ноября государственный оператор приостановил участие, а его место заняло приложение от МТС.
В компании агентству «Интерфакс» сообщили, что продолжают прорабатывать тему госмессенджера на экспертом уровне и рассчитывают предложить свое решение уже на следующем этапе проекта.
«Оператор принимал участие в тестировании на первых шагах, потом на время приостановил этот процесс, оставшись в рабочей группе экспертом. Пока тестирование продукта «Ростелекома» не возобновлено», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ИРИ, добавив, что решение госоператора выбыло из перечня лишь на время.
По самому проекту подготовки мессенджера для чиновников в настоящее время, как сообщили в организации, готовится техническое задание на основании тестирования. В середине октября эксперты ИРИ отобрали 13 из 34 продуктов.
«Спутник» отошел государству
Еще одним пользовательским проектом, с которым у «Ростелекома» не задалось, стал «Спутник», запущенный в мае 2014 года. Поисковик задумывался как альтернатива Google и «Яндексу» и позиционировался как социально значимая интернет-платформа, способная обеспечить пользователям отсутствие противоправного контента. Авторы «Спутника» декларировали, что целью поисковика является обеспечение простого доступа к официальной информации и государственным сервисам.
Тем не менее уже летом 2016 года в СМИ появилась информация о том, что в «Ростелекоме» решили изменить стратегию поисковика, переориентировав его на госорганы. Для этого руководство оператора распрощалось со старой командой «Спутника». Эту информацию еще летом «Газете.Ru» подтвердил один из бывших сотрудников, работавших над этим поисковиком.
«Непонятное будущее портала сказалось на урезании финансирования и фонде оплаты труда. Из-за этого проект первыми покинули ключевые сотрудники, люди, которым несложно найти работу», — заявил собеседник издания, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, новая команда проекта не знала, в каком ключе развивать проект, а стратегия, процесс принятия которой шел с конца 2015 года, так и не была принята.
Онлайн-платформа, как сообщил собеседник «Газеты.Ru», разрывалась между кураторами из администрации президента и руководством госоператора.
«Дальнейшие планы развития «Спутника» в процессе рассмотрения, поскольку требуется вносить коррективы, соответствующие действительности. Идет поиск новой экономической и рыночной модели из-за изменившейся ситуации на рынке и в экономике. «Спутник» продолжает создавать и развивать сервисы, но изменился подход к определению целевых потребителей продуктов. Сейчас происходит смещение фокуса в сторону рынков B2B и B2G», — сообщили в пресс-службе «Ростелекома».
В августе 2016 года CNews подсчитал, что за все время существования «Спутника» «Ростелеком» потратил на него 2 млрд руб. На первую очередь работ в ноябре 2013 года ушло 300 млн руб., на вторую в ноябре 2014-го — 270 млн руб., на третью в июле 2015 года — 364 млн руб. В августе 2016 года «Ростелеком» вложил в «Спутник» 372,8 млн руб. Помимо этого, оператор в июне и сентябре 2015 года и в июле 2016-го оформил три контракта на 275 млн, 115 млн и 337 млн руб. соответственно.