Весной 2017 года «Почта России» планирует провести испытания беспилотников, которые будут использованы для доставки. По информации ТАСС, полеты должны были быть проведены еще летом этого года на Урале, но из-за погодных условий было принято решение отложить их до следующего года.
«Мы ведем переговоры с различными компаниями по вопросу использования беспилотников», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Почты России».
Пресс-секретарь добавил, что «Почта России» изучает различные варианты, предназначенные для упрощения доставки посылок и писем в труднодоступные регионы.
Раскрывать подробности планируемого сотрудничества в ведомстве не стали.
Почтовый оператор уже не первый раз задумывается об использовании дронов для доставки. Подобные планы особенно актуальны для сельской местности и удаленных районов страны, где не очень хорошо развита инфраструктура.
На Петербургском международном экономическом форуме 2016 года руководство компании объяснило,
что речь идет только о «сверхважных» грузах весом до 5 кг, например лекарственных средствах, которые нужно доставить оперативно.
По словам заместителя генерального директора «Почты России» по логистике Алексея Скатина, заявления компании Amazon о доставке обычных мелких посылок и бандеролей беспилотниками больше похожи на рекламный ход, чем на реальное внедрение данной технологии.
Amazon начала тестирование своего сервиса беспилотной доставки Prime Air еще в 2013 году. Тогда руководитель компании Джефф Безос заявил, что на внедрение этой технологии уйдет четыре-пять лет.
Будущее наступило немного раньше — уже 7 декабря 2016 года аппарат Prime Air впервые осуществил в течение 13 минут доставку для британского клиента, обеспечив его ТВ-приставкой и пачкой попкорна.
Пицца из воздуха
Впервые доставку грузов с помощью коптеров в России осуществили в 2014 году в Сыктывкаре. Тогда местная пиццерия «Додо Пицца» совместно с Copter Express решила доставлять пиццу с помощью дрона.
Технически это было не совсем то, что представляет себе человек, когда ему говорят «доставка пиццы с помощью беспилотника», — коптер прилетел в парк, завис над специально огороженным местом и спустил заказ на тросе, который внизу принял один из сотрудников «Додо Пицца» и самостоятельно передал в руки клиентов.
Определенная постановка в этом присутствовала, но на тот момент это была доставка, максимально приближенная к реальности.
Без скандала тогда не обошлось — из-за отсутствия государственного регулирования в области использования дронов управление сыктывкарского Госавианадзора оштрафовало Copter Express на 50 тыс. руб.
Правоохранительные органы решили, что компания нарушила правила использования воздушного пространства города. Позже суд выслушал все аргументы и отменил постановление о штрафе, что подтвердил основатель компании Олег Понфиленок.
Будущее наступит к 2020 году
В беседе с «Газетой.Ru» глава Copter Express рассказал, что в ситуации с «Почтой России» о доставке непосредственно дронами речи не идет, так как компанию интересуют перелеты на дальние расстояния до 1000 км с грузами до 300 кг.
В таком случае доставку необходимо осуществлять беспилотной авиацией. Введение такой технологии может быть оправданно стремлением к сокращению расходов на содержание пилотов, но минимизирование издержек будет незначительным — необходимо либо модернизировать существующие самолеты, либо разрабатывать новые, способные летать без пилота, что стоит очень дорого.
В 2014 году глава Министерства связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров выдвигал подобные предложения, предлагая, правда, использовать вместо самолетов почтовые дирижабли.
«Такая автоматизированная сеть доставки на европейской части России для «Почты России» была бы чрезвычайно интересной», — заявил глава Минкомсвязи.
Куда доступнее кажется технология доставки дроном грузов до 5 кг в черте города — например, от ресторана или магазина до клиента. Глава Copter Express подчеркнул, что доставка с помощью беспилотника обойдется в 3–4 раза дешевле, чем стандартная курьерская отправка.
В будущем в течение пары лет планируется доработать сервис, чтобы коптеры могли не только привозить товар к месту встречи в парке или другом безлюдном месте, но и залетать в окно или дверь.
Такая технология почти готова и находится на финальной стадии доработки, чего не скажешь о законодательстве страны в этой области.
«В России в этом вопросе ориентируются на США, в которых подобный закон должен появиться в 2017–2018 годах. В России, соответственно, закон ожидается к 2020 году», — отметил Понфиленок.
Регистрация обязательна
С апреля 2016 года вступили в силу изменения в Воздушном кодексе России, согласно которым была введена обязательная регистрация беспилотных летательных аппаратов весом более 250 г в Федеральной службе безопасности (ФСБ).
Эксперты заявляют, что закон сформулирован таким образом, что БПЛА приравнивается к воздушному судну.
Представитель Росавиации Борис Логвин ранее заявил «Би-би-си», что, в соответствии с изменениями в Воздушном кодексе Российской Федерации,
на данный момент запрещены любые полеты беспилотных летательных аппаратов на территории всей страны.
В Соединенных Штатах обязательной регистрации также подлежат все беспилотники начиная с 14 декабря 2015 года, причем это необходимо сделать до первого полета.
Зарегистрировать дрон можно на сайте FAA (Федеральное управление гражданской авиации США), если его вес составляет от 250 г до 25 кг. Стоимость регистрации составляет $5.
Беспилотник получит свой личный номер, который необходимо нанести на корпус, после чего владелец имеет право запускать его в небо при условии, что он не нарушает действующее законодательство страны. При этом, согласно правилам FAA, дрон должен всегда оставаться в пределах видимости человека, который управляет устройством, причем он должен быть заметен невооруженным глазом.
Полеты БПЛА должны осуществляться исключительно при дневном свете — в промежуток между 30 минутами до рассвета и 30 минутами после заката. Скорость такого беспилотника не должна превышать 160 км/ч, а высота полета — 121 м.