В том случае, если сделка состоится, Salesforce.com получит не только ценные данные, которыми оперирует интернет-площадка, но и унаследует такие проблемы Twitter, как управленческая неразбериха, слабый рост и кризис идентичности. К уникальным трудностям платформы относятся модерирование сообщений о разжигании ненависти и борьба с государственной цензурой.
Глава компании Джек Дорси, как пишет Bloomberg, вряд ли останется на своей должности. Продолжению работы в Twitter в случае продажи может помешать тот факт, что он также является генеральным директором в своем втором предприятии — сервисе для совершения оплаты Square.
Стратегические изменения, скорее всего, повлияют на уход и других ценных сотрудников. Команда разработчиков Twitter сменила по крайней мере пять руководителей в течение последних шести лет.
Люди уходят от Twitter
Отсутствие роста пользовательской базы — одна из главных причин, из-за которой компания рассматривает возможную продажу. Аудитория Twitter в США стагнирует уже в течение шести кварталов подряд.
Ежемесячное число участников сервиса составляет 313 млн. Активные из них — только половина, остальные — «мертвые» аккаунты. Аналитики считают, что практически каждый второй профиль не содержит ни одного сообщения.
У Facebook этот показатель превышает миллиард. Аналогичный этап преодолели WhatsApp и Facebook Messenger. Ежедневное число пользователей Snapchat уже сейчас выше, чем у Twitter.
Такая тенденция в первую очередь не устраивает рекламодателей, которые не хотят тратить средства на продвижение продуктов и сервисов в Twitter.
Ставка на тяжелый контент
Компания все еще имеет большой потенциал. Выборы в США провоцируют потоки твитов, миллионы пользователей все еще подписываются на таких звезд, как Ким Кардашьян, а граждане до сих пор используют соцсеть для флешмобов в знак протеста против репрессивных режимов во всем мире.
Twitter может быть привлекательным приобретением, поскольку имеет данные о твитах пользователей и других коммуникациях влиятельных профессионалов и корпоративных отделов маркетинга.
В настоящее время корпорация находится в самом разгаре поиска своей ниши, что позволило бы превратить сервис во что-то большее, чем просто технологическая платформа для публикации сообщений.
Компания пытается исправить ошибки с помощью стратегии, подразумевающей продвижение тяжелого контента. В частности, Twitter подписал контракт с Национальной футбольной лигой (НФЛ) для трансляции видео в реальном времени. Подобное сервис делает с другими видами спорта, политическими событиями и развлечениями.
Twitter рассматривает такой шаг в качестве способа привлечения новых пользователей, которым не надо настраивать свою учетную запись и выбирать, на кого подписываться.
Google присматривается к твитам
Bloomberg отмечает, что нет никаких гарантий того, что сделка действительно состоится. Но Salesforce.com уже достаточно выражает свой интерес к Twitter. Руководство компании наняло агентство Goldman Sachs и Allen & Co. для сопровождения сделки.
В 2014 году Salesforce.com призвала своих маркетологов «сосредоточиться на создании прочных отношений с Twitter».
Пока неясно, откуда еще исходит интерес к сервису микроблогов. Ранее говорилось, что потенциальными покупателями могут стать 21st Century Fox, Comcast, Time Warner и AT&T. Но источники, близкие к ситуации, считают, что корпорации не собираются приобретать Twitter.
СМИ сообщали, что обдумывает покупку сервиса микроблогов и Google.
Интернет-гигант стремится стать основным поставщиком информации, а также увеличить значение социальных медиа в виде Twitter, который создал большой источник новых данных, но скрыл его от поисковой системы.
Есть и тесные связи между Google и Twitter. Так, в прошлом году исполнительным председателем соцсети стал один из топ-менеджеров Google Омид Кордестани.
Но, как правило, Google покупает более мелкие и молодые технологические компании, которые быстро растут. Также поисковик уже имеет доступ к большому количеству данных Twitter.
Слухи о возможной продаже ходят уже несколько месяцев. Ранее Recode оценивал потенциальную сделку в $18 млрд, что, по мнению экспертов, является довольно завышенной суммой. Но оставаясь независимой, социальная платформа выставляет себя в невыгодном свете на фоне других интернет-площадок.
Яркие, но неудачные перемены
Весь последний год компания пытается вернуть сервису его былую славу. В июне 2015 года о своем уходе с поста генерального директора объявил Дик Костоло. Его позицию временно занял Дорси, который уже в октябре был назначен главным исполнительным директором. Смена руководства и возвращение так называемого Стива Джобса от Twitter обозначила начало новой для сервиса эпохи.
Прошлой весной компания приобрела за $100 млн набиравший популярность стартап Periscope, позволяющий в реальном времени вести, смотреть и комментировать трансляции пользователей из любой точки мира.
В то же время сервис получил функцию Moments, с помощью которой можно следить за обновлениями тех или иных событий, не подписываясь непосредственно на аккаунты пользователей, которые о них сообщают. В 2015 году в соцсети появляются опросы, которые каждый пользователь может прикрепить к публикации.
Осенью случилось и психологически важное для сервиса обновление: на замену звездочкам «избранного» приходят сердечки «лайки».
Рискованным для Twitter экспериментом стала смена принципа формирования новостной ленты. Сервис отошел от хронологического порядка и начал использовать вслед за Facebook алгоритмический. Данное нововведение было встречено публикой достаточно холодно.
Порадовать же пользователей компании удалось с помощью своего самого свежего решения: Twitter перестал учитывать фотографии, видео, gif-файлы и ссылки при подсчете символов в записях. Ограничения больше не касаются цитат и опросов.
Продажа как выход из ситуации
Но все новшества соцсети никак не смогли улучшить как финансовые показатели Twitter, так и тенденцию вовлечения новых пользователей. Компания уже несколько кварталов подряд демонстрирует, что соцсеть несет убытки
На прошлой неделе стало известно, что один из инвесторов подал иск в суд против компании после того, как та не смогла добиться показателей роста, намеченных два года назад. В частности, Twitter не достиг обещанных 500 млн зарегистрированных пользователей, а также показал плохие результаты по их вовлечению. В 2014 году ожидалось, что в долгосрочной перспективе компания сможет привлечь 1 млрд новых участников.
Акции сервиса микроблогов выросли на 15% на фоне слухов о готовящейся продаже. Переговоры могут завершиться до конца года.