Пузырь вот-вот лопнет
Theranos, продолжительное время пребывающая в окружении нескончаемых скандалов, в очередной раз привлекла к себе внимание: Forbes пересмотрел оценку состояния основателя компании Элизабет Холмс и понизил ее до нуля.
В прошлом году Холмс возглавила список самых молодых женщин-миллиардеров (или богатейших американок, «которые добились всего сами»), поскольку ее долю в компании оценили в $4,5 млрд. Девушка владеет 50% акций Theranos. После того как доли в компании скупили ряд частных инвесторов, ее оценили в $9 млрд.
При этом акции компании не размещены на биржах, она не раскрывает информацию о финансовых показателях, поэтому оценка была произведена исключительно на данных об инвестициях в стартап.
Forbes поговорил более чем с десятком венчурных инвесторов, аналитиков и экспертов и выяснил, что более реалистичная оценка состояния — $800 млн. По данным экспертов VC Experts, в Theranos инвестировали около $724 млн.
Инвесторы компании обладают привилегированными акциями, чего нельзя сказать об Элизабет.
Это означает, что в случае объявления Theranos банкротом все деньги в первую очередь пойдут инвесторам, а «новый Стив Джобс», как отмечает Forbes, не получит ни цента.
Свернувшаяся революция
Как рассказывает Элизабет Холмс, к идее полностью изменить представление об анализах крови ее подтолкнул банальный страх. Девушке крайне не нравилась процедура, при которой пациент должен терпеть вид огромной иглы и боль: по ее мнению, по одной капли крови, взятой абсолютно безболезненно, необходимо научиться проводить сразу десятки, а то и сотни тестов.
В результате Холмc представила инновационное устройство Edison в комплекте с «нанотейнерами» — микроскопическими капсулами, которые способны собирать и анализировать полученный материал.
Примечательно, что компания утверждала, что всего лишь по одной капле крови революционная технология способна провести до 240 тестов.
Защитившись правом сохранять все в рамках «коммерческой тайны», компания не сочла нужным подкрепить свои громкие утверждения какими-либо доказательствами. На протяжении многих лет Theranos ссылалась на то, что ученые усиленно работают над тем, чтобы довести технологию до идеала.
Что пошло не так
Расследование The Wall Street Journal о том, чем в самом деле занимается компания, оказалось для Theranos страшным ударом — слова Холмс о революционно новом подходе к забору крови без игл и боли оказались граничащими с выдумкой.
Бывшие сотрудники рассказали, что большинство тестов проводилось на уже проверенном оборудовании, например от Siemens, от заборов крови из вены отказаться так и не удалось, а из 240 тестов в реальности можно было сделать не больше 15.
Кроме того, оказалось, что к компании с проверкой уже наведалось Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) и в результате полностью запретило компании использовать инновационное устройство Edison во всех тестах, кроме одного — выявления вируса герпеса.
В мае появились еще более неутешительные новости: желание Холмс стать героем своего времени привело к тому, что стартап заподозрили в обмане не только инвесторов, но госструктур.
В отношении Theranos началось расследование, в ходе которого будут опрошены в том числе и сотрудники департамента здравоохранения штата Нью-Йорк, которые имели отношение к истории с получением лицензии на проведение тестов на территории штата.
Параллельно с этим империю Холмс проверяет также Комиссия по ценным бумагам и биржам США, которая намерена выяснить, вводил ли стартап инвесторов в заблуждение, когда запрашивал финансирование.
Надежда умирает последней
Компания и сама Холмс предпочли не комментировать столь громкий вылет девушки из списка Forbes. Последним ярким появлением Элизабет стал гневный комментарий по поводу публикации в WSJ — Холмс уверена, что таких гениев общественность просто не понимает и не принимает, потому что они «другие».
После того как вокруг Theranos появляются исключительно скандальные новости, на все вопросы отвечает старый знакомый девушки. Сама она в молодости покинула университет Стэнфорда, чтобы воплотить мечту в реальность, и смогла убедить в гениальности «кровавого» стартапа своего преподавателя.
Профессор Стэнфорда Ченнинг Робертсон поверил в возможность революции, которую можно совершить своими руками, и согласился стать техническим советником стартапа.
Именно он продолжает общаться со СМИ от лица компании и по-прежнему уверяет, что инновационному подходу просто необходимо дать еще один шанс. Мужчина настаивает, что в скором времени Theranos станет более открытой, опубликует результаты тестов и продемонстрирует публике, чем занималась компания на протяжении более десятка лет.