В этом году организаторы соревнования выбрали, пожалуй, самое расслабленное место на Земле: жаркое солнце, пляж в паре шагов от жилья и вечерние посиделки с обилием экзотических тайских фруктов.
В финал соревнования вышли 128 команд, из которых 12 участников — российские.
При этом многие обратили внимание, к примеру, на Институт Гарварда: все три участника оказались китайцами.
У Массачусетского технологического института история примерно та же: ни одного белого американца среди участников нет.
Журналисты из Китая во время встреч с представителями ICPC и IBM (глобальный спонсор чемпионата) пытались вытянуть из спикеров признание в том, что китайцы захватывают мир, мол, вон, тот же Гарвард в фаворитах, но улыбчивые организаторы предпочли объяснить этот феномен международной интеграцией и свободой передвижения во всем мире.
В командах других стран такой тенденции нет, если уж собралась команда из Таиланда (а такая была даже не одна), то задачи решали тайцы.
Пробились в финал соревнования и студенты из Северной Кореи (удивительно, но им даже позволили приехать на Пхукет и находиться в одном помещении с американцами).
К слову, выходцам из Университета имени Ким Ир Сена удалось решить восемь из одиннадцати задач, что довольно достойно.
Много рассуждений, в том числе и из уст организаторов, было посвящено женской части. В этом году из 128 команд (каждая состоит из трех участников) среди финалистов оказалось 11 девушек. Университет Карнеги — Меллон, к примеру, привез аж двух.
Им посвятили целый видеоролик, в котором девушки рассказывают о том, что программирование далеко не только мужское дело и что пол не имеет никакого значения, если ты разбираешься в теме, но на пьедестал, к сожалению, ни одна участница так и не поднялась.
На вечеринке у пляжа, которая была организована за пару дней до финала, участники, кажется, пытались показать свои способности с помощью футболок: у берега моря развлекались ребята с надписями Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), Google, Yandex и подтверждали свое участие в различных контекстах и хакатонах.
Намеренно или нет (возможно, они участвовали в таком числе соревнований, что обзавелись одеждой на жизнь вперед), но подобное зрелище и правда развлекало. Все-таки не каждый день удается считать за обедом количество прошедших мимо «фейсбуков» и осознавать, что эти ребята настолько умны, что находиться рядом с ними даже как-то неловко.
В день финала, который начинался с самого утра, и команды, и журналистов, и группы поддержки отвезли в большое здание еще в семь утра.
Естественно, ребят нельзя было отвлекать перед важным событием, некоторые даже утверждали, что ненасытные программисты продолжают тренироваться.
По факту, конечно, одна половина студентов смеялась и пыталась развлекать себя во время томительного ожидания, другие же банально спали на столах (я присоединилась ко второй части).
Поскольку я столкнулась с подобным мероприятием впервые, то мне до последнего не удавалось верить в то, что пятичасовое шоу, в котором три человека с одним компьютером занимаются чем-то очень непонятным, удастся превратить в зрелище.
И ведь организаторам это удалось: первое задание было решено спустя 11 минут, и огромное табло с результатами оживилось. Все удачи (или неудачи) студентов высвечивались в реальном времени, и ситуация несколько раз кардинально менялась.
Мне, да и многим другим зрителям, решение задачи показалось чем-то граничащим с волшебством: тексты «проблем», которые решали команды, раздали всем. Условия были расписаны на нескольких страницах, и только прочитать их у многих заняло намного больше времени.
Наблюдения за успехами российских команд невольно пробуждали патриотизм.
Причем по напряженности соревнование не шло ни в какое сравнение с тем же недавно прошедшим «Евровидением»: те же питерцы уверенно получали шарик за шариком — именно так организаторы отмечают каждую решенную задачу.
Очень быстро у доброго десятка команд собрался целый ворох воздушных шаров, что превратило зал в подобие детского праздника, на котором максимально сосредоточенные подростки вполголоса бурно обсуждали решения на непонятном для обычного человека языке.
Атмосферу курорта (несмотря на работающие кондиционеры) перенесли в здание те же россияне: помимо шорт, разрисованных пальмами, многие ходили по помещению босиком.
Самое волнующее, естественно, произошло при объявлении результатов. Здесь нужно отдать должное организаторам: двигаться с самого низа турнирной таблицы к вершине было невыносимо захватывающе. За час до финала турнирную таблицу заморозили, и оставалось только ждать, когда уже объявят победителя.
Объявление тройки финалистов было и вовсе мукой: лоб в лоб шли три сильнейшие команды.
Студенты Санкт-Петербургского государственного университета, Шанхайского университета транспорта и Гарварда менялись местами после каждого объявления результатов решения той или иной задачи.
За секунду до того, как петербургские ребята захватили кубок, Шанхай и вовсе был на первом месте. В итоге медали получили первые десять команд. Из них золото досталось студентам Санкт-Петербургского государственного университета, представителям Гарварда, студентам Шанхайского университета и ребятам из Московского физико-технического института.
С серебром уехали две российские команды (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и Уральский федеральный университет). Кроме них серебренные медали получили студенты Варшавского университета и Массачусетского технологического института.
Бронза досталась ребятам из Нижнего Новгорода.
Несмотря на то что среди несведущих людей программирование и тем более олимпиады по нему не пользуются особой популярностью и вряд ли считаются спортом, в самой гуще подобных событий понятно одно: ребята действительно занимаются сложным делом и тренируются наравне с теми же футболистами, просто работают в основном головой.
Очевидно, что соревнования подобного масштаба могут легко стать билетом в жизнь, ведь все крупнейшие технологические компании мира буквально охотятся за умами именно на таких площадках.
Ряд изданий окрестили петербургских победителей «наследниками Дурова»: помимо того что их тренер Андрей Лопатин в настоящее время является сотрудником «ВКонтакте», в далеких 2000 и 2001 годах в команде с Николаем Дуровым (брат Павла Дурова) и сам выигрывал эти же соревнования.
В этом же году Игорь Пышкин, Алексей Гордеев и Станислав Ершов получили по $5 тыс. и возможность увезти в свой вуз самый почетный приз для программиста.