Этот год можно считать годом появления «настоящего» серийного джетпака, хотя информация о том, что это устройство доступно на рынке, существует уже давно.
Джетпак (или реактивный ранец) — устройство, которое при небольших размерах обеспечивает вертикальные взлет и посадку без дополнительного оборудования и свободное маневрирование на большой высоте в течение достаточно продолжительного времени.
Устройство JB-9 производства JetPack Aviation, которое разработчики продемонстрировали в первой половине ноября этого года, проведя демонстрационный полет над рекой Гудзон в Нью-Йорке, этим требованиям соответствует. Разработчик JB-9, австралиец Дэвид Мейман, говорит, что спокойно может пробежать со своим полностью экипированным джетпаком несколько километров.
В мае этого года швейцарец Ив Росси, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, известный как Джетмен, вместе с напарником Венсом Реффетом пролетели бок о бок с авиалайнером A380 компании Emirates над Дубаем на своем реактивном крыле JetCat P400. На создание устройства авторы, по их словам, потратили 20 лет.
Его нельзя назвать полноценным реактивным ранцем, так как весит устройство почти 40 кг, и пилот должен стартовать, выпрыгнув с ним из самолета, однако у этого изобретения есть одно важное для дальнейшего развития джетпаков преимущество — скорость.
Крыло JetCat P400 разгоняется до 140–170 узлов, или более 300 км/ч (крейсерская скорость A380 — 945 км/ч), что недоступно для JB-9.
Компания Martin Aircraft также убила годы на постройку своего варианта джетпака P12, первый испытательный полет которого состоялся аж в 2008 году. Успехи конкурентов вынудили разработчиков заявить, что устройство поступит в серию в 2016 году. Заказать его можно уже сейчас по цене $200 тыс. и получить ориентировочно через год. P12 будут использоваться для тушения пожаров в небоскребах Дубая, который собирается строить высотные здания и дальше.
Дубай приобретет 20 штук P12
Устройство — гораздо более громоздкое, чем JB-9 (серийная модификация будет весить 180 кг), и летает за счет двух массивных двигателей. Максимальная скорость достигает 74 км/ч, а длительность полета — 30 минут. Взлет осуществляется с земли, но для посадки используется парашют. Однако у P12 есть несомненное преимущество по сравнению с JB-9 — высота полета. Если первый позволяет подниматься на высоту до 1,5 км, то второй работает на высоте до 300 м.
Несмотря на то что обычным людям джетпаки пока практически недоступны в силу высокой цены, в прошлом году интерес к ним подогрели водные реактивные ранцы, обладателем которых можно стать уже за более земную сумму в 27,5 тыс. евро.
Использовать их можно только над водоемами, и далеко на такой высокотехнологичной игрушке не улетишь, так как она привязана к шлангу, забирающему воду, но они обладают достаточно высокой маневренностью и внушительной грузоподъемностью, чтобы ощутить себя «реактивным человеком».
Джетпаки нашли свое применение только сейчас, однако изобретение это отнюдь не новое. Первые реактивные ранцы начали разрабатываться компанией Bell Aerosystems еще в 60-х годах прошлого века для нужд армии США. Результатом этого стал сенсационный полет «человека-ракеты» Билла Сьютора на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году.
Однако для армейских нужд джетпаки, конечно, оказались непригодными и вряд ли в ближайшее время таковыми станут. Для военных важно минимизировать человеческие потери, а пилот джетпака представляет собой легкую мишень. Военные технологии движутся в сторону замены людей дронами.
Наиболее вероятным применением реактивных ранцев станут сферы, где требуется доставить человека в труднодоступные места и где дроны не смогут справиться самостоятельно. Именно поэтому власти Дубая закупают для тушения пожаров в небоскребах как джетпаки, так и дроны.
Уже в ближайшем будущем у реактивных ранцев есть шанс занять свое место в деле спасения людей в чрезвычайных ситуациях, от техногенных катастроф до природных стихийных бедствий.