— Леонид, количество онлайн-СМИ неуклонно растет, а в отдаленной перспективе практически все издания могут перейти в цифровой формат. Насколько серьезно возрастет нагрузка на надзорные органы, следящие за выполнением российского законодательства в области СМИ?
— Предсказывать темпы развития и тем более внедрения технологий в отдаленном будущем довольно сложно. Но с большой долей очевидности можно сказать, что в цифровой формат будет переходить не только пресса, но и почти вся без исключения человеческая деятельность.
Поэтому вероятно, что роботизация различных надзорных органов будет даже опережать темпы перехода СМИ в цифровой формат.
Уже сегодня выявление и распознавание, скажем, пиратского контента в большей степени представляет собой вопрос взаимоотношений площадок его размещения и правообладателей, нежели автоматизации.
Ведь поисковые машины и автоматизированные системы правосудия и правоприменения, осуществляющие в таких делах основной объем работы по поиску и выявлению пиратского контента, требуют меньше временных затрат, чем все остальные участники, вместе взятые.
— Как в обозримом будущем изменятся сами технологии поиска и распознавания нарушений российского законодательства в области онлайн-СМИ?
— Развитие методов работы госорганов неотделимо от технологического развития общества в целом. Роботизация, повышение функциональных возможностей искусственного интеллекта, возрастание числа способов распознавания контента будут и дальше активно внедряться в практику деятельности не только Роскомнадзора, но и других надзорных органов.
— А какие законодательные инициативы могут быть дополнены и приняты в связи с развитием онлайн-медиа?
— Одной из основных тенденций влияния технологий на общество уже является увеличение доли дистанционного предоставления государственных услуг и осуществления ряда полномочий.
То же самое можно сказать и об обнаружении правонарушений. Сегодня разбирательство в случае нарушения закона не требует личного присутствия правоохранителей, а рассмотрение и пресечение подобных действий возможно осуществлять в режиме онлайн.
В то же время определенную долю упреков в недостаточной компетентности различных региональных, расположенных в отдаленных районах судов вызывает принятие ими решений без присутствия ответчика или экспертов с необходимым уровнем квалификации.
Было бы логично по мере внедрения соответствующих технологий вводить возможность дистанционного присутствия ответчика и экспертов в суде.
В первую очередь это относится к делам, связанным с возможной блокировкой сайтов или страниц в интернете, поскольку многие из них впоследствии имеют серьезный общественный резонанс. Кроме того, они априори имеют исходно дистанционную природу.
— Будут ли развиваться отдельные сегменты онлайн-СМИ для каких-либо категорий граждан, например детей или пенсионеров, которые потребуют дополнительной правовой и информационной защиты?
— Уже сегодня в России существуют специфические доменные зоны для некоторых категорий граждан. Например, домен верхнего уровня .ДЕТИ, предназначенный для использования детьми и подростками.
Поэтому в будущем будет логично предположить увеличение количества специализированных интернет-изданий, доменных зон и интерфейсов, ориентированных на определенные возрастные группы пользователей.
Однако стоит понимать, что основные эффекты сетевых технологий обычно связаны не с дроблением и разъединением аудитории, а с обеспечением ей более широкого доступа к различным ресурсам, трансграничностью и увеличением объемов обрабатываемой информации. И развитие систем идентификации пользователей, в том числе происходящая буквально у нас на глазах возрастающая персонификация обработки поисковых запросов, наоборот, упростит регулирование или даже снимет необходимость регулятивных мер по отношению к некоторым сегментам сетевой активности.
Достаточно правдоподобным выглядят предположения о создании за счет развития технологий такой ситуации, при которой слабозащищенные группы населения будут ограждены от опасной для них информации или возможности совершения против них противоправных действий уже на этапе формирования поисковой выдачи.
— Существует мнение, что со временем онлайн-СМИ будут все плотнее взаимодействовать с социальными сетями. Многие эксперты и вовсе полагают, что интернет-издания будут напрямую размещать контент в соцсетях с последующим разделением трафика. Потребуется ли усовершенствование законодательства в связи с данным явлением и какой характер будут носить возможные юридические изменения?
— Российское законодательство сегодня уже имеет такую промежуточную правовую категорию между частным общением и СМИ, как определенное законом понятие «блогер». Пускай данное усовершенствование вызвало и вызывает немало споров. При этом свобода слова у нас Конституцией гарантирована для всех — независимо от взглядов и правовых форм.
Поэтому полагаю, что методы ограничения общественно-опасной информации должны быть едиными для всех, и они не будут как-либо дифференцироваться в зависимости от вида информационного канала.
— Развитие онлайн-СМИ неизбежно приведет и к изменениям на рекламном рынке. Необходимо ли будет усовершенствовать законодательство в данном сегменте? Каким именно образом это можно будет сделать?
— Совершенствование законодательства, детализация регулирования и иные формы вмешательства государства необходимы только там, где не срабатывают саморегулирующие механизмы общества. В то же время одна из основных особенностей сетевых технологий — это постоянно развивающиеся методы контроля объемов и содержания передаваемой информации. Более того, видна и тенденция постоянного совершенствования возможностей и путей самого движения информации.
Поэтому, например, справедливое распределение доходов от рекламы со временем будет вызывать все меньше трудностей.
С другой стороны, персонификация сервисов — использование персональных данных и «биг дата» (всего массива обработанных данных о конкретных пользователях) в рекламных технологиях — уже в обозримом будущем, возможно, потребует защиты интересов граждан.
Так что параллельно с совершенствованием персонализированной рекламы идет и противоположный процесс — совершенствование механизмов ее блокировки как на отдельных устройствах, так и на уровне разработчиков и поставщиков приложений. Это в будущем может привести к различным законодательным спорам, которые в зависимости от итогов судебных разбирательств тем или иным образом повлияют на регулирование в рекламной сфере. Скажем, уже сегодня заявления поставщиков программ о том, что они будут блокировать чужую рекламу, при этом оставляя свою, могут истолковываться как претензия на монополизацию рынка.
В любом случае возможные законодательные решения будут выноситься по мере роста технологических возможностей и будут связаны с необходимостью обеспечить равный уровень защиты прав пользователей и рекламодателей как в офлайне, так и в онлайне.
— Онлайн-СМИ будут чаще использовать фото- и видеоконтент при создании материалов. Приведет ли это к росту правовых споров в отношении авторских прав на контент и каким образом компетентные органы смогут справляться с нагрузкой?
— Большинство исследований показывают, что в настоящее время видео является одним из основных драйверов наращивания интернет-трафика в целом.
Так что уже сейчас потребление видеоконтента является одной из основных форм получения прибыли в сети.
Было бы странно, если бы правообладатели в условиях зарождающейся «новой экономики» цифрового рынка отказались от возможности получения доходов в сети. Поэтому количество правовых споров в этой области определенно будет возрастать. И увеличивающаяся на надзорные органы нагрузка может быть преодолена только с помощью развития технологий. В первую очередь это означает дальнейшее создание реестров авторских продуктов и защищенных от подделки форматов размещения контента.
В целом совершенствование технологий идентификации содержания авторских материалов и возможность доступа к проверочным образцам заметно упростят проблему перегрузки компетентных органов спорами по авторским правам. Не исключаю, что сочетание успешного саморегулирования отрасли с технологическим развитием в перспективе вообще снимет проблему споров по авторским правам с контролирующих и судебных органов.