Несмотря на ряд проблем с новой iOS 9, включая трудности с загрузкой и установкой на iPhone 4S, iPhone 5 и некоторые iPad, а также медленную работу отдельных приложений, сбои при проигрывании GIF и повороте экрана, пользователи остались довольны системой, и действительно массовых проблем зафиксировано не было. Обновления интерфейса и клавиатуры, новые функции приложений и проактивная работа Siri пришлись пользователям по душе.
Особое одобрение вызвало разрешение Apple публикации в App Store приложений-блокировщиков рекламы в Safari.
В интернете многие пользователи отметили, что читать сайты стало удобнее, а сокращение загрузки рекламы позволяет экономить заряд батареи. Три подобных программы: Purify, Peace и Crystal — вырвались в топ платных приложений App Store.
Однако представители многих крупных онлайн-медиа не разделили воодушевление пользователей. Они полагают, что таким образом корпорация Apple навредит самим же пользователям и развитию интернета в целом.
Редактор и сооснователь The Verge Нилай Патель написал материал «Добро пожаловать в ад: Apple, Google, Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и медленная смерть веба». Он полагает, что появление блокировщиков направлено против Google и ее рекламных систем DoubleClick и AdSense, благодаря доходам от которых существует большинство специализированных мелких интернет-сайтов. Они не смогут быстро перейти на рекламную систему Apple iAd для показа рекламы в приложениях и найти другие способы монетизации, в результате чего просто закроются. Это замедлит скорость развития интернета и снизит количество денег, которые идут на интернет-инновации, в результате чего проиграют и сами пользователи.
Это предположение вполне может оказаться правдой. Согласно данным StatCounter, доля Safari среди всех мобильных браузеров в США составляет более 55%, а в мире — более 22%. В то же время доля Chrome продолжает снижаться, а Apple продвигает не только свою рекламную систему iAd, но и сервис новостей Apple News, который, судя по всему, и должен стать площадкой для мелких нишевых СМИ.
Однако пользователи скептически отнеслись к критике блокировщиков рекламы. Некоторые из них справедливо отметили, что на страницах самих ведущих интернет-изданий реклама мешает читать материалы и часто приводит к зависанию страниц.
*loads up a verge article about ad blocking* *the pop up embeds break and it loads like this* pic.twitter.com/pUQ8LhHjst
— amateur thrombin (@vogon) 17 сентября 2015
По их мнению, Apple получает свои основные доходы от продажи устройств, и желание компании улучшить пользовательский опыт можно только поприветствовать.
Однако пользователи должны понимать, что реклама не исчезнет со смартфонов. Она продолжит демонстрироваться в уже упомянутой платформе iAd и мобильных приложениях крупнейших интернет-сервисов, таких как Facebook и YouTube. Представители некоторых других крупных интернет-СМИ отметили, что рекламодатели как раз предпочитают крупные платформы, что вынуждает более мелкие сайты прибегать к агрессивной и навязчивой рекламе.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что пока сложно делать выводы о влиянии блокировщиков рекламы в iOS. На декстопах и на Android AdBlock есть давно, и он не оказывает сильного влияния на рекламную прибыль площадок. В некотором смысле блокировщики даже приносят пользу рекламодателями, оптимизируя затраты на рекламу и двигая вперед эволюцию рекламных форматов.
«Но нужно понимать, что долговременная стратегия Apple — это антивеб. Это тотальный контроль над платформой, в том числе и над распространением контента», — рассказал Казарян «Газете.Ru».
Эксперт уверен, что в обозримой перспективе реклама никуда не исчезнет. Более того, ее будет даже больше, просто распространяться она будет через iAd, приложения AppStore, Apple News, Facebook Instant Aricles и ряд других платформ.
«Ну а поддерживаемая Apple позиция антивеб — это, разумеется, и позиция анти-Google, — добавляет Казарян. — Вот, только не думаю, что это сильно повлияет на сам Google — они также могут включиться в «гонку вооружений» и предоставить новую платформу для контента и новые форматы рекламы».
В целом эксперт поддерживает мнение редактора The Verge и считает, что в долгосрочной перспективе проиграют независимые издатели и пользователи, которые увидят, как интернет превращается в ТВ в плане дистрибуции и производства контента.
«При этом одна затея Apple — NewsStand — уже сокрушительно провалилась, так что я не верю и в успех Apple News», — подытоживает Казарян.
«Мы ожидаем, что многие пользователи захотят использовать возможности блокировки на iOS 9, так что влияние на рекламный рынок действительно будет огромным, — рассказал «Газете.Ru» операционный директор Adblock Plus Бен Уильямс. — Мы не против рекламы в принципе, мы призываем к так называемой «приемлемой рекламе», поэтому едва ли можно говорить о фатальных для рынка последствиях блокировки».
Уильямс считает, что пользователь, наоборот, ждет нового ненавязчивого формата рекламы. Поэтому своей деятельностью Adblock Plus призывает рекламную индустрию к инновациям. «Поэтому блокировка рекламы в Safari будет стимулировать рынок к созданию именно такой рекламы, которую пользователи захотят увидеть», — отмечает он.
По словам Уильямса, хороший онлайн-контент загроможден рекламными баннерами низкого качества. «Сейчас пользователи сэкономят трафик и заряд аккумулятора, а в будущем смогут получить и качественную интернет-рекламу», — подытожил операционный директор Adblock Plus.