Не секрет, что демократы теряют популярность в Штатах, и, чтобы закрепить успех, республиканцы стараются вытрясти из их шкафов как можно больше скелетов. Также не является секретом, что Бараку Обаме симпатизируют многие IT-компании Кремниевой долины, а Google была одним из крупнейших спонсоров его последней президентской кампании, поэтому засекреченный 160-страничный отчет Федеральной торговой комиссии США по факту нарушения корпорацией принципов честной конкуренции, который «ненароком», как пишет WSJ, стал достоянием общественности в минувшую пятницу, несомненно, не лучшим образом отразится на имидже демократов.
Суть претензий к Google в 2013 году сводилась к тому, что компания копировала данные конкурентов (рекомендательные сервисы Yelp и TripAdvisor, а также e-commerce-гигант Amazone) для улучшения собственных сервисов, а также ставила свои ресурсы выше конкурирующих, даже если они меньше соответствовали поисковому запросу. На жалобы конкурентов Google отреагировала угрозами удалить их из поиска вообще.
В 2013 году комиссия повела себя «необычно». Как правило, комитет не идет против выводов своих экспертов, но в этот раз под предлогом того, что Google прекратила копировать данные и подтасовывать поисковую выдачу, тайным голосованием комиссия приняла решение расследование не начинать.
Прямо об этом не говорится, но напрашивается вывод, что это разбирательство было невыгодно Белому дому, и сейчас руководителю комиссии Джону Лейбовицу приходится оправдываться. Общественные организации США хотят возобновить разбирательство. В частности, крупная калифорнийская правозащитная организация Consumer Watchdog обратилась в антимонопольный комитет сената США с требованием начать расследование.
В самой Google считают решение комиссии вполне обоснованным. Главный юрисконсульт Google Кент Волкер заявил, что после пересмотра дела, длившегося 19 месяцев, изучения 9 миллионов страниц, многочасовых показаний, сотрудники, а также 5 комиссаров Федеральной торговой комиссии США признали, что необходимости принимать меры относительно того, как мы ранжируем и отображаем результаты поиска, не было.
«Слухи о потенциальном вреде для пользователей и конкурентов не соответствуют действительности. Расследование было закончено два года назад, и с тех пор количество способов получения информации в интернете значительно выросло. И теперь у пользователей гораздо больше вариантов, чем когда бы то ни было», — говорит Волкер.
Тем не менее скандал может привести к весьма нежелательным последствиям как для самой Google, так и для всей цифровой экономики США. ЕС давно не в восторге от Google: монополия на европейском рынке поиска и бесконтрольный (по мнению европейцев) доступ к персональным данным пользователей откровенно пугают Евросоюз.
До сих пор у ЕС были весьма слабые поводы давить на Google. Один из поводов — это уклонение от налогов путем выбора страны с наиболее мягким режимом налогообложения при фактическом получении доходов на всей территории Европы. Другой повод — требование реализации «права на забвение» для жителей ЕС, по которому любой гражданин может потребовать удалить из поисковой выдачи устаревшую информацию, которая порочит его, или недостоверные данные о нем. Наконец, «налог на новости», по которому Google обязана платить СМИ за право использовать отрывки их новостей в шорт-катах сервиса Google News. Здесь американская корпорация поступила так же: вынудила СМИ дать права на свой контент бесплатно под угрозой удаления из поиска.
Новый повод — это совсем другое дело, так как угрожает свободной конкуренции и развитию высокотехнологичного рынка Европы.
В ЕС уже и раньше критиковали Google за то, что европейские стартапы не могут развиваться из-за того, что корпорация ущемляет их в поиске, на что поисковый гигант резонно замечал, что пользователь выбирает то, к чему привык и что более удобно, и надо просто лучше работать. Теперь же у этих обвинений появились твердые основания.
Испанский член Европарламента, чья страна законодательно запретила СМИ предоставлять свои новости Google бесплатно, Рамон Тремоса-и-Барселес заявил: «Новые доказательства имеют решающее значение и появились как нельзя кстати».
Быстрое развитие отношений между ЕС и IT-индустрией Китая, привлечение «Яндекса» к европейскому антимонопольному разбирательству — все это говорит о том, что Google может начать терять региональные поисковые рынки. Так, ЕС вполне может организовать конкуренцию за свой рынок между «Яндексом», китайским Baidu и Microsoft Bing.
О том, что Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против компании Google по жалобе «Яндекса» на неконкурентные действия Google, 20 февраля сообщил в Госдуме глава ФАС Игорь Артемьев.
Артемьев заявил, что подобное расследование достаточно долго проводится и в Европейском союзе в связи со злоупотреблением доминирующим положением и сговором с производителями.
В 2014 году три вендора — Fly, Explay и Prestigio — отказались устанавливать сервисы «Яндекса» на свои смартфоны и планшеты, сославшись на условия Google. Согласно информации, размещенной на сайте ФАС, само рассмотрение дела состоится 13 апреля. Международная организация FairSearch, в которую входят конкуренты Google (Microsoft, Oracle, Nokia, Expedia, Tripadvisor и пр.), поддержала «Яндекс».
В самой ФАС считают, что дела, связанные с доминирующим положением той или иной компании и возможным сговором с производителями устройств, могут идти довольно долго, так что 13 апреля будет первым, но, очевидно, не единственным заседанием по данному делу.
С учетом сложившейся ситуации, а также трендов развития мобильного интернета Google необходимо выходить на новые рекламные рынки, так как именно контекстная реклама в мировом масштабе приносит основной доход поисковому гиганту. Платные клики были самой быстрорастущей статьей доходов компании. Однако если на рынке рекламной модели «платы за клики» (CPC) Google была пионером, то на новых рынках ей придется нелегко.
В частности, сейчас компания пытается выйти на рынок телевизионной рекламы.
В Канзас-Сити Google тестирует новую систему рекламного таргетинга в рамках своего проекта Google Fiber TV.
Его суть заключается в том, что Google отслеживает и анализирует предпочтения телезрителей, какой контент они потребляют, и показывает им наиболее релевантную рекламу. Компания настаивает, что прайвеси пользователей при этом сохраняется.
При нынешних темпах развития Smart TV и разнообразных интернет-видеосервисов вполне возможно, что через несколько лет мы столкнемся с антимонопольными исками к Google уже со стороны сегодняшних гигантов телеиндустрии.