В свое время сам Павел Дуров, которого раньше постоянно обвиняли в поощрении распространения нелегального контента, заявил, что музыкальные продюсеры больше всего боятся не пиратства, а его отсутствия.
«Их фобия состоит в том, что их музыку удалят из VK. Причина проста: телевизор и радио как методы раскрутки музыкантов постепенно уступают место интернету, и, если ваших музыкантов нет в сетях, их просто нет. Конкретно в России без VK музыкантам уже почти невозможно выйти на нужный уровень известности и поддержать его», — заявил Дуров в декабре 2012 года в ходе обсуждения скандала, связанного с удалением из социальной сети музыки Сергея Лазарева.
Основатель «ВКонтакте» указал, что музыкальная индустрия меняется быстрее, чем можно представить.
В России модель продажи контента, которая прижилась на Западе, оказалась мертворожденной, и потому Дуров предложил исполнителям зарабатывать не на продаже отдельных песен, а на концертах. Пиратство же должно помочь повышать популярность исполнителей.
В какой-то мере можно сказать, что Дуров оказался прав, и примером тому группа Iron Maiden. В отличие от своих коллег из Metallica, которые известны судами с торрентами, Iron Maiden проанализировали географическую статистику пиратского скачивания их музыки. Итогом этого анализа стала карта популярности группы, используя которую Iron Maiden организовали концертные туры.
Турне оказалось сверхприбыльным, поскольку все те, кто слушал своих любимых исполнителей нелегальным образом, без раздумий отдали деньги за то, чтобы послушать кумиров вживую.
Среди российских исполнителей подобную схему распространения популярности использует, например, группа «Несчастный случай». Коллектив не просто не против пиратства, он сам выкладывает свою музыку в сеть. Все альбомы группы можно найти на трекерах и на официальном сайте, в MP3- и lossless-форматах. Если же хочется отблагодарить исполнителей, то на официальном сайте группы есть специальная форма, через которую можно перечислить любую сумму денег в качестве пожертвования.
Разумеется, те пираты, которые берут деньги за украденный ими контент, — те, с кем нужно бороться, и с этим спорить глупо, поскольку они в буквальном смысле воруют деньги у правообладателей.
В то же время правообладатели считают, что деньги у них украл каждый, кто скачал песню, не заплатив за нее. Однако это все же не совсем корректно, ведь не факт, что то, что скачано бесплатно, было бы скачано и за деньги.
Зачастую авторы сами призывают пользователей, у которых нет возможности приобрести легальную копию своего творчества, воспользоваться «услугами» пиратов. Во всяком случае, именно это заявил режиссер Андрей Звягинцев «Газете.Ru».
«Я бы посоветовал зрителям, у кого не будет никакой невозможности увидеть фильм на экране, может, он (фильм) не доберется до этого маленького городка или поселка, я бы просто посоветовал скачать картину и посмотреть», — указал Звягинцев.
В итоге в первую же неделю проката фильм собрал 40 млн руб. — и вряд ли это удалось бы сделать без шумихи в медиа, которая состоялась из-за того, что пираты «слили» фильм в сеть. Впрочем, лучше так или иначе поддержать авторов и пойти в кино либо приобрести легальную копию. И речь не о «Левиафане», а о любом фильме.
Но есть и индустрия, в которой схема «деньги за концерты» не сработает никак.
Писатели и поэты получают гонорары за рукописи и проценты с продаж тиражей, встречи с читателями вряд ли кто согласится сделать платными. Если же люди будут загружать электронные книги из пиратских библиотек, то авторы не смогут зарабатывать на своем творчестве. С другой стороны, массовое распространение нелегальных копий книги приводит к тому, что она становится все популярнее среди читателей, и тем самым все больше человек, которые желают иметь книгу в собственной библиотеке, пойдут и купят ее уже за реальные деньги.
Но все же не стоит идеализировать пиратов. Они нарушают закон и так или иначе влияют на прибыль правообладателей, не только в положительную, но и в отрицательную сторону. Пиратство — палка о двух концах, и необходимо рассматривать каждый случай в отдельности.