What is up, Telegram?
В Бразилии, как и во многих других странах, власти сильно волнует вопрос шифрования сообщений пользователей и невозможность получить к ним доступ даже с санкцией суда. В данном случае под удар попал WhatsApp, который также имеет функцию шифрования сообщений. Facebook, который владеет этим мессенджером, отказался предоставить переписку подозреваемых в деле о распространении детской порнографии, и бразильский судья постановил заблокировать сервис на территории страны.
Однако сотовые операторы распоряжение суда выполнить оказались не в состоянии. Затем решение о блокировке было отменено, так как это причинило бы неудобство слишком большому количеству жителей страны, однако паника, вызванная неточной публикацией о том, что WhatsApp уже заблокирован, привела к тому, что Telegram в очередной раз получил по 100 установок в секунду и суммарный прирост аудитории на 2,5 млн.
Почему именно Telegram? Благодаря очень четкому позиционированию себя как самого защищенного мессенджера из всех.
Именно в это место, то ли в шутку, то ли всерьез, и решили ударить пиарщики бразильского Viber, чтобы воспользоваться ажиотажем. Они вспомнили последнюю из череды найденных уязвимостей в безопасности Telegram и сделали вывод, что WhatsApp заблокирован, у Telegram проблемы с безопасностью, поэтому пора скачивать Viber. Последнюю уязвимость самого безопасного мессенджера на самом деле сложно назвать уязвимостью, так как для того, чтобы ею воспользоваться, надо получить полный доступ к телефону, поэтому Павел Дуров уверенно пригрозил судом. Тем не менее полиция вполне может воспользоваться этим способом.
Скандал вместо рекламы
Telegram уже не в первый раз получает прирост аудитории за счет скандала или ажиотажа в той или иной стране. Достаточно вспомнить, что запуск самого безопасного мессенджера был связан с внезапной продажей Дуровым доли «ВКонтакте» Ивану Таврину и последующим неоднозначным уходом из социальной сети в «более перспективный проект», а также с попыткой отобрать у него и сам Telegram.
Затем Telegram снова повезло: неработоспособность WhatsApp привела к стремительному росту установок нового мессенджера в Европе. Тогда количество новых пользователей тоже достигало 100 в секунду, а общий прирост аудитории составил 1,8 млн.
Также Telegram получил внезапную популярность в Южной Корее на волне истерии по поводу того, что местная прокуратура прослушивает разговоры и перехватывает сообщения. А чуть позднее в Индии мессенджер получил еще 1,5 млн установок благодаря кампании по поддержке индийских производителей и призывам бойкотировать платный на тот момент WhatsApp, в результате того, что по ошибке был принят за индийский стартап.
Несмотря на эту череду удач, на глобальный рынок мгновенных сообщений это никак не повлияло. На фоне WhatsApp, который после покупки его Facebook, достиг месячной аудитории в 600 млн пользователей, Android Messenger, который просто предустанавливается на большинство смартфонов на базе операционной системы Google, Facebook Messenger, QQ Mobile и WeChat с их огромной китайской аудиторией и присоединившемуся к клубу «500 миллионов в Google Play» Skype детище Павла Дурова с его 50 млн аудитории в конце прошлого года не особо незаметно.
Хороший мессенджер растет медленно
Как заявил «Газете.Ru» Игорь Ермаков, руководитель подразделения Instant Messaging Mail.Ru Group, отдельная функция мессенджера может привлечь внимание пользователя на время, но основным критерием использования приложения остается его удобство и вовлеченность друзей. «Часто у людей есть одновременно несколько мессенджеров, которые они используют в зависимости от необходимого функционала либо наличия там конкретных собеседников», — указал Ермаков.
В качестве примера он привел ICQ, в которой постоянно растет число пользователей видеозвонков.
«А вот, например, фотофильтры оказались вне списка тех опций, которые необходимы пользователям в первую очередь, эту возможность мы уже давно добавляли в ICQ для Windows Phone», — добавил Ермаков.
Позиционирование Telegram как самого безопасного мессенджера помогло ему взять уверенный старт, но оно же и ограничивает его дальнейший рост.
Будучи самым безопасным, Telegram как никакой другой мессенджер постоянно подвергается проверкам на уязвимости как со стороны специалистов в области сетевой безопасности, так и большим количеством энтузиастов, которые, конечно же, что-нибудь, да находят. И независимо от масштаба «дыры» репутация самого защищенного мессенджера страдает.
При этом высокий уровень защиты требует и более сложных для пользователя действий по настройке приложения и авторизации в нем, а это существенно сужает аудиторию, готовую на него перейти. Массовая аудитория лучше воспользуется теми приложениями, которые уже есть у них в смартфонах и не требуют усилий, чтобы разобраться в их функционале.
Из-за этого разработчики добавляют в Telegram разнообразные функции обеспечения безопасности с разным уровнем сложности использования и степени защиты (от цифрового кода до Touch ID), а также все новые пользовательские «фишки», типа встроенного редактора изображений, как в Instagram.
При этом конкуренты-гиганты тоже раньше или позже внедрят самые популярные функции из других продуктов и не дадут своей аудитории уйти.
Несмотря на то что в 2012 году количество сообщений в WhatsApp превысило объемы SMS (19 млрд против 17,6 млрд в день), последними все еще пользуется очень большая аудитория. Это более 7 трлн сообщений в год с 6,8 млрд устройств. Поэтому мессенджерам еще есть куда расти.
Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева рассказала «Газете.Ru», что мессенджерами пользуются в основном обладатели смартфонов и при этом трафик мессенджеров среди пользователей смартфонов в общей доле трафика составляет в среднем от 20 до 30%.
В свою очередь, в пресс-службе Yota рассказали, что на традиционных мобильных операторов возросшая популярность мессенджеров оказывает негативное влияние. «Клиенты просто перестают отправлять SMS и MMS, переходя на общение в мессенджерах. Эксперты из Informa Telecoms & Media прогнозируют снижение глобальных доходов операторов от SMS со $120 млрд в 2013 году до $96,7 млрд в 2018 году», — указал генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский.
С ним не согласна Айбашева. По ее словам, трафик мессенджеров хоть и растет, но SMS по-прежнему остаются важным каналом, поскольку смартфонами пока пользуется далеко не вся часть клиентов операторов. «При этом проникновение мессенджеров не оказывает влияние на выручку операторов, поскольку доходы от SMS замещаются доходами от мобильного интернета», — добавила пресс-секретарь «Вымпелкома».
В самой Yota мессенджеры считают для себя драйвером роста, а не конкурентом, поскольку базовой услугой компании является предоставление доступа в интернет.
Мессенджеры сейчас живут даже вопреки мнению экспертов, заявил Игорь Ермаков. «С появлением социальных сетей многие пророчили закат мессенджеров, но, как видно, этого не произошло». По его словам, пользователям все так же нужен отдельный функционал для общения, без тяжелой ленты новостей и сотни фотографий друзей. Но при этом в той же ICQ присутствует расширенная анкета и глобальный поиск друзей по различным параметрам, что в компании приводят в качестве примера слияния социальных сетей и мессенджеров.