Обвинение инкриминировало Россу Ульбрихту, скрывавшемуся под псевдонимом «Страшный пират Робертс», организацию $1,2-миллиардной подпольной империи в период с 2012 по 2013 год, которой он управлял всего лишь с помощью ноутбука и общедоступного Wi-Fi.
К моменту его ареста оборот наркотиков и других нелегальных товаров через «Шелковый путь» достигал $213 млн, а комиссия самого магазина составила $13,2 млн.
Ульбрихт был обвинен по статьям «хакерство», «нелегальное предпринимательство», «отмывание денег», «распространение наркотиков через интернет». Обвинение пыталось привлечь Ульбрихта также за организацию нескольких заказных убийств, однако пострадавших и прямых доказательств этого представлено не было.
По сумме предъявленных обвинений окружной судья Нью-Йорка Катрин Форрест вынесла Ульбрихту обвинительный вердикт и назначила срок пребывания в тюрьме, соответствующий пожизненному заключению. Если бы суд принял обвинения в организации заказных убийств, то срок заключения мог возрасти еще на 30 лет.
На этом формально завершилась история, вызвавшая в CША и в хакерской среде большой резонанс. Однако дело оказалось далеко не однозначно, и для многих Ульбрихт остается чуть ли не безвинно пострадавшим мучеником.
События, которые происходили с момента ареста Ульбрихта 1 октября 2013 года в публичной библиотеке Сан-Франциско и за год до этого, вполне тянут на сценарий голливудского блокбастера.
«Интернет-предприниматель» был пойман с поличным: с включенным ноутбуком, залогиненным под ником Dread Pirate Roberts, ведомостями, отчетами и списками дел по поддержанию и развитию «Шелкового пути» – так что сомневаться в том, что Ульбрихт виновен, не приходится.
Однако версия обвинения, подразумевающая, что 30-летний уроженец Техаса, стартапер-неудачник, в одиночку запустил и долгое время поддерживал работоспособность сложнейшей системы, многим кажется неправдоподобной.
Суть нелегальной биржи «Шелковый путь» заключалась в полной анонимности и безопасности совершаемых сделок купли-продажи. Благодаря чему на ней можно было безопасно осуществлять торговлю в том числе и нелегальными товарами, такими как наркотики и оружие. Для этого использовались анонимная распределенная сеть TOR и операции с криптовалютой Bitcoin. Автоматизация таких операций – непростая задача, особенно когда основной аудиторией являются хакеры и другие нелегалы. Любые пробелы в безопасности сразу же будут использованы для хищений денег как у магазина, так и у его клиентов, в результате чего доверие к нему будет резко подорвано.
С самого начала разбирательства защита Ульбрихта выбрала следующую стратегию, впоследствии отклоненную судом: он признает, что создал Silk Road в качестве «экономического эксперимента», но проект стал слишком обременителен для него, в результате чего был передан другим людям, которые впоследствии попросили Ульбрихта вернуться, чтобы сделать «козлом отпущения». То есть техасец не отрицал вину полностью, но не хотел брать на себя основную тяжесть обвинения.
В связи с этим в деле появились имена специального агента департамента внутренней безопасности ФБР Джареда Дерихайена и директора крупнейшей биткоин-биржи Mt. Gox Марка Карпелеса. Специальный агент следил за деятельностью «Шелкового пути» начиная с 2012 года, и Карпелес сразу попал в зону его внимания, так как Silk Road располагался на серверах Mt. Gox.
В показаниях агента, которые тот дал под присягой, он назвал Карпелеса идеальным кандидатом на роль организатора нелегальной торговой площадки. Агент сразу выписал ордер на обыск электронного почтового ящика директора Mt. Gox, который ничего не дал, в то время как на ноутбуке Ульбрихта доказательств было предостаточно, поэтому суд показания против Карпелеса отклонил.
Дерихайен утверждает, что интернет-интервью, которое Dread Pirate Roberts дал Forbes, очень похоже по стилю на манеру общения Марка Карпелеса.
У специального агента даже был конфликт с коллегами из Балтимора, которые изъяли $3 млн у одного из партнеров Mt. Gox за нелицензированные денежные операции. Они встретились с адвокатами директора биржи и предложили оказать помощь следствию, предоставив информацию о том, кто может стоять за Silk Road, и таким образом уничтожили возможность для Дерихайена уличить в этом самого Карпелеса
Сам Карпелес заявил через Twitter, что лишь помог начинающему предпринимателю, дав хостинг, но понятия не имел, чем он там занимается.
Сама биткоин-биржа Mt. Gox и ее директор, имеющий скандальную известность, оказали большое и весьма негативное влияние на развитие инфраструктуры криптовалюты и ее репутацию. Биржа была основана в 2007 году как площадка по торговле виртуальными картами известной игры Magic The Gathering. Ее механизм затем используется для организации обмена криптовалютой и вывода реальных денежных средств, а в 2011 году она была продана японской компании. К середине 2013 года более 47% транзакций в биткоинах проводилось через Mt. Gox.
Но постоянные проблемы с безопасностью привели к банкротству биржи. В феврале 2014 года в результате технической проблемы со счетов исчезло 850 тыс. биткоинов, то есть немногим меньше полумиллиарда долларов США. 200 тыс. биткоинов потом внезапно нашлись и пошли в погашение части долгов перед клиентами биржи. В марте некие хакеры сообщили, что на счетах биржи находится еще 951 тыс. биткоинов, но представители Mt. Gox на это никак не отреагировали.
Дерихайен считает, что «Шелковый путь» мог быть выгоден Карпелесу как один из способов повлиять на рост стоимости криптовалюты, которой он владел в больших объемах. При этом директор Mt. Gox действительно обладал необходимыми ресурсами, технологиями и компетенциями, чтобы разработать систему, подобную Silk Road, а история создания подпольной торговой интернет-площадки неопытным одиночкой-программистом без поддержки кого-то уровня Карпелеса выглядит фантастично.
Однако именно в этом убедил присяжных дневник Ульбрихта, найденный на его ноутбуке, в котором описывается создание «Шелкового пути». Дневник, точнее, те его части, которые опубликовал департамент юстиции, выглядят довольно странно.
В нем ни разу не упоминается не только имя Карпелеса, хотя Silk Road располагался на его серверах, но и вообще кто-либо, обладающий компетенциями в области организации платежной системы на базе биткоинов.
Ульбрихт предстает в образе романтического мечтателя, который выращивает галлюциногенные грибы в сарае, чтобы привлечь первых посетителей на дилетантски написанный сайт, попутно торгуя книгами и решая проблемы в отношениях со своей девушкой. Он рассказывает о свое задумке на форумах, находит помощников прямо в интернете, при этом ни он, ни его команда не попадают в поле зрения полиции или ФБР.
И только в октябре 2013 года, за пять месяцев до банкротства Mt. Gox, Ульбрихта арестовывают. Но это не пугает его последователей, и уже в ноябре 2014 года ФБР закрывает Silk Road 2.0 и арестовывает его единственного владельца Блейка Бентхола. Сайт действует и управляется точно так же, как и оригинальный «Шелковый путь». Громкое судебное разбирательство сделало Ульбрихта настолько знаменитым, что сервис Google Translate переводит на русский псевдоним Dread Pirate Roberts как «Росс Уильям Ульбрихт».
По мнению руководителя департамента предотвращения угроз и расследований инцидентов компании Group-IB Дмитрия Волкова, столь долгая и «успешная» работа Silk Road связана с тем, что «Шелковый путь» функционировал не в обычном интернете, а в сети TOR. В отличие от обычной сети интернет, при создании TOR основным приоритетом была анонимность ее пользователей. При работе в этой сети трафик шифруется, маршруты меняются и обычные механизмы идентификации пользователей интернета там не работают. Кроме того, для оплаты товаров и услуг в Silk Road использовались биткоины, что обеспечивало максимальный уровень анонимности при расчетах.
«Использование сети TOR и Bitcoin злоумышленниками потребовало новых подходов к проведению расследований, соответственно, на поиск уязвимостей позволивших установить реального владельца, было потрачено много времени и средств»,
— считает Волков.
«В России людей, управляющих подобным магазинами в сети TOR, еще на задерживали. Однако практика идентификации людей, использующих TOR и Bitcoin-валюту, есть и у нас. Оценок российского рынка теневого интернет-бизнеса мы пока не видели, но точно можно сказать, что его популярность растет, и если не предпринимать необходимых мер, в будущем таких магазинов и покупателей станет только больше», — сообщил Волков корреспонденту «Газеты.Ru», отметив при этом, что и преступники, и правоохранительные органы адаптируются под новые возможности, которые предоставляют современные технологии (TOR, Bitcoin, различные средства анонимизации и пр.), но адаптация злоумышленников проходит быстрее.