Конкуренция на рынке сервисов по поиску и продаже авиабилетов в условиях сокращения потребительского спроса обостряется. Агрегаторы, предлагающие практически одинаковые продукты, стараются привлечь пользователей надежностью и удобством работы, дополнительными и уникальными возможностями, удобным интерфейсом.
Конкуренцию двум самым популярным российским сервисам по продаже авиабилетов, Aviasales и Skyscanner, может составить и служба «Яндекс.Авиабилеты». 2 февраля компания объявила о масштабном обновлении своего сервиса.
По данным SimilarWeb, посещаемость сайтов Aviasales и SkyScanner в ноябре 2014 года составила 4,5 млн и 3,5 млн посетителей , однако оба сервиса придают большое значение и своим мобильным приложениям, которые также генерируют большое количество клиентов. Средняя ежемесячная посещаемость сервиса «Яндекс.Авиабилеты» в 2014 году — 1,2 млн (данные Яндекс.Метрики).
В целом интерфейс и функционал сервисов довольно схож, но свои фирменные особенности есть у каждого. Практически все современные агрегаторы авиабилетов предлагают похожие тематические подборки. Обычно это самые дешевые билеты по направлениям, спецпредложения авиакомпаний и билеты по популярным направлениям.
Главные отличия заключаются в наборе дополнительных сервисов и нюансах интерфейса.
Так, Aviasales помимо билетов предлагает прокат автомобилей, бронирование отелей и медицинские страховки для путешественников. Есть отдельная страничка blog.aviasales с подборкой полезных материалов о путешествиях.
Фирменной «фишкой» Aviasales стали опции «Календарь низких цен» и «Поиск дешевых билетов по карте».
Главная страница сервиса Skyscanner.ru минималистична, но помимо авиабилетов здесь также предлагают услуги по прокату автомобилей и бронирование отелей.
Так же как и в Aviasales, в Skyscanner есть страница со справочными материалами для путешественников.
Новая версия сервиса «Яндекс.Авиабилеты» получила, наверное, самый аскетичный дизайн среди популярных российских агрегаторов. Главной особенностью сервиса стала фокусировка только на продаже билетов.
Предложений по бронированию отелей и прокату автомобилей в «Яндекс.Авиабилетах» нет. Дополнительные справочные материалы для путешественников здесь тоже отсутствуют. Тематическая подборка авиабилетов вынесена в навигационную панель.
Это «Популярные направления», «По России», «На пляж», «На экскурсию» и «Без визы».
К недостаткам «Яндекс.Авиабилетов» можно отнести отсутствие у сервиса мобильного приложения.
По мнению Артура Сахарова, технического директора компании Redmadrobot, несмотря на то что у сервисов по поиску и покупке авиабилетов через мобильные приложения проходит крайне мало транзакций, они важны как инструмент первого контакта пользователя и сервиса.
«Пока еще для покупок авиабилетов людям нужно ощущение полной безопасности (я же обязательно должен улететь, а если что-то пойдет не так...) и ощущение the right deal (а все ли варианты я увидел, а самое ли выгодное нашел?). Эти ощущения с трудом достигаются в смартфоне, — говорит Сахаров. — Мобильное приложение сервиса по поиску и продаже авиабилетов все равно очень важно — это первый контакт. Искать билеты человек начинает на ходу — в метро, в кафе, сидя за чашкой кофе. Если сервис в смартфоне цепляет, то пользователь потом обратится к его веб-версии, все перепроверит, изучит и купит уже через компьютер».
Владимир Байдин, руководитель департамента корпоративных финансов и международных связей J'son & Partners Сonsulting, считает, что на сегодняшний день в сегменте сервисов по продаже авиабилетов лидером в России является Aviasales.
«Следует отметить, что бизнес-модели сервисов по продаже авиабилетов достаточно схожи, однако существует ряд отличий. Например, Aviasales получает комиссию с продажи авиабилетов, а его конкуренты — с перехода посетителей на партнерские сайты», – сообщил Байдин «Газете.Ru».
Говоря о конкурентных преимуществах того или иного сервиса, Байдин отметил, что основное конкурентное преимущество сервис может получить прежде всего за счет максимального удобства и скорости поиска авиабилетов, а также простоты бронирования и оплаты авиабилетов.
«Функционал большинства агрегаторов в известной мере схож между собой: все они позволяют пользователям выбирать конкретные авиакомпании, варьировать даты и аэропорты, делать выбор между прямыми рейсами и с пересадкой. Можно предположить, что в дальнейшем конкуренция усилится в области оптимизации выдачи результатов, персонализации поиска и еще большей гибкости поисковых опций. Долю дополнительных услуг в общей структуре продаж на сегодняшний день можно оценить как незначительную, но в дальнейшем мы прогнозируем ее рост», — считает Байдин.
По мнению Дмитрия Назаркина, директора по маркетингу компании «Дэшборд системс», преимущество на рынке агрегаторов авиабилетов получат сервисы, которые не только предложат самые низкие цены и прозрачные условия покупки, но и востребованные допсервисы – бронирование отелей, личный путеводитель от дома до отеля на месте назначения, интеграцию со сторонними приложениями типа Passbook, возможность простого обмена билетов, скидки, бонусные программы.