£<2>
— Николай, когда вы приняли предложение возглавить «Секрет фирмы»?
— Практически перед Новым годом.
— Повлияло ли на ваше решение слияние The Village и Hopes & Fears? (В июле 2014 года издательский дом Look At Media объединил эти два издания. — «Газета.Ru».)
— Конечно, если бы владельцы Look At Media не слили H&F, мы бы продолжали его делать. А так команда, которую я собрал из очень талантливых журналистов, оказалась внутри The Village, чей уход от тем городского лайфстайла был анонсирован, но не осуществлен.
— Вы приходите в «Секрет фирмы» с этой командой?
— Да.
— Изменится ли формат «Секрета фирмы»? Если да, то как? На чем теперь будет фокусироваться издание?
— Раньше это был бумажный ежемесячник. Теперь — ежедневное онлайн-издание. Задача максимум — стать федеральным предпринимательским интернет-журналом номер один и лидером в бизнес-новостях среди приложений на мобильных устройствах.
«Секрет» станет более сфокусированным. Мы нанесем удар по трем направлениям.
Первое — это уникальные истории о предпринимателях, творчески выстроенных и творчески управляемых компаниях — драмы, разворачивающиеся в декорациях бизнеса, с участием пассионарных героев. Только такие люди могут успешно заниматься предпринимательством в России.
Отдельно замечу, что новая команда способна серийно выпускать лучшие длинные тексты — очерки, профайлы — на русском языке. Что, впрочем, не является какой-то особой заслугой, просто танцы на грани журналистского исследования и документальной литературы — это редкий жанр, которым мало кто владеет. Утверждаю как автор двух книг и семинара по нон-фикшн.
Второе направление — это разъяснение правил игры, то есть новых законов, подзаконных актов и прочих событий, влияющих на бизнес-климат. Коротко говоря, разъяснение важных новостей, кровно интересующих аудиторию.
А она, кстати, немаленькая: согласно главному специалисту по экономической географии России Наталье Зубаревич, у нас как минимум 5 млн ИП (индивидуальных предпринимателей), и это только часть занятых в малом бизнесе. А ведь еще есть целая армия людей, работающих в частных компаниях, интересующихся тем, как устроены разные бизнесы, как начать свое дело, какие провалы и успехи были на пути выдающихся предпринимателей.
Для наших читателей бизнес — стиль жизни. В кризис многие уходят в свободное плавание — кто-то вынужденно, кто-то осознанно, чувствуя, что может предложить людям что-то важное (кстати, на чем заработать — одна из главных тем нового «Секрета»).
Так вот, третий фронт, на котором мы намерены повоевать, это тема новых моделей, находок в менеджменте, оригинальных и при этом эффективных путей решения прикладных, операционных проблем.
Не будем распыляться.
— Планируете ли вы рассказывать и о зарубежных компаниях и персонах, разбирать какие-то интересные кейсы?
— Мы не собираемся писать только о бизнесе в России. Как только возникает идея, приложимая к отечественному рынку, мы напишем о компании, которая ее реализовала, возьмем интервью у ее создателя. Никаких рамок нет. Например, наше интервью с Яном Кумом, едва ли не первое после продажи WhatsApp Цукербергу за $16 млрд, перепечатывали и цитировали мировые технологические и деловые издания, от Business Insider до TechCrunch. Бизнес — глобальная штука, изоляцией пусть занимаются политики.
— Будете ли вы ориентироваться на прежнюю аудиторию «Секрета фирмы»? Все же у издания есть свои лояльные читатели?
— Есть. Безусловно, мы намерены доказать им, что новый «Секрет» интереснее, глубже и содержательнее старого.
— Николай, как я понял, The Village конкурентом «Секрета фирмы» вы не считаете. А вообще, кого сейчас можно назвать вашими конкурентами на рынке?
— Прямых конкурентов нет.
Предприниматель — по большому счету брошенный крупными медиа персонаж.
Хотя бизнесом на Руси занимаются десятки миллионов граждан и их деяния связаны с широким кругом тем, самые интересные истории рождаются там, где человек поднимает задницу, идет преобразовывать мир, разочаровывается, меняет отношение, перерождается и так далее.
Разделы, касающиеся строительства компании своей мечты и в целом ведения бизнеса, есть на «Слоне», в РБК, «Форбсе», «Ведомостях», но все перечисленные — по сути general interest. К тому же я не вижу внутри них редакторов, горящих темой предпринимательства.
— Какие стартапы, какой бизнес наиболее интересны вам как главному редактору?
— О, мне интересны люди. Изобретатели, tweaker, идеологи, лидеры. Главный актив необычно устроенного, по-настоящему инновационного, эффективного бизнеса — это всегда люди.
Бизнес — это борьба характеров, страстей, идей, стратегий.
— Какова будет модель монетизации издания, рекламная?
— Рекламная. О подписке или иных вариантах paywall речи пока не идет.
— Немного не про «Секрет фирмы». Как, на ваш взгляд, нынешняя экономическая ситуация в России влияет на стартапы, на венчурные фонды, на венчурных предпринимателей?
— Плохо влияет — это видно как раз по венчурному рынку. Там заметны аффилированные с государством фонды, а частные инвесторы почти ни во что сейчас не вкладываются. Бизнес-климат так себе, несмотря на рапорты о движении вверх в рейтинге Doing Business. Целые компании перебираются за границу.
— Еще несколько вопросов не о вашей новой работе. Ноябрьское заявление премьера Медведева о том, что малому предпринимательству следует исполнять свою часть социальных обязательств — собираемость налогов должна быть повышена, — вызвало довольно бурную реакцию у представителей бизнеса. Как вы сами оцениваете эту инициативу?
— Тут особо нечего комментировать. Медведев сказал: налоги — это ваша социальная ответственность, бизнес сказал: ок, — и ничего не изменилось.
Кстати, хочу подчеркнуть, что мы не собираемся делать акцент на малом бизнесе и стартапах. Будем писать и о небольших компаниях, и о средних, тех, кто лидирует в своей нише, и о флагманах рынка. Моя личная вера заключается в том, что именно предпринимательский класс может стать локомотивом экономики, способным изменить качество жизни в России и двинуть вперед социальный прогресс.
— Последний вопрос. Может ли дешевый рубль, на ваш взгляд, помочь тем российским компаниям и стартапам, которые ориентируются на международный, а не на российский рынок? Речь идет, конечно, не о торговле углеводородами.
— Если издержки компании привязаны к рублю, а валютой сделок выступают доллар и евро, то, разумеется, есть возможность нарастить продажи и выйти на новые рынки, предлагая более низкие цены.