Стремительное падение рубля уже сказалось на ценах на гаджеты. Первый заметный скачок цен коснулся товаров от компании Apple: еще в конце ноября iPhone и iPad подорожали в среднем на 25%.
Вскоре подорожание коснулось и устройств других производителей: к середине декабря цены в числе прочих повысили Samsung и Huawei. В дальнейшем поднялась стоимость устройств других производителей. Выросли цены и на российский смартфон YotaPhone 2.
И это только начало, предупреждают эксперты:
пока большинство ритейлеров распродают товар, приобретенный ими по старым закупочным ценам, но уже в начале 2015 года ситуация изменится.
Сейчас, в период все еще нестабильного курса рубля, сложно прогнозировать, насколько подорожают гаджеты, однако можно констатировать: в первом квартале цены на электронику увеличатся, говорит менеджер по коммуникациям ГК «Связной» Сергей Тихонов. Покупатель начинает ощущать увеличение цены через один-два месяца после бурного роста курсов, поясняет он.
«В случае увеличения курса рубля и последующей его стабилизации по отношению к доллару и евро возможно общее снижение цен на электронику. Однако важно понимать, что в случае со снижением стоимости, равно как и с повышением, влияние курсов валют на цены отложенное, — добавил Тихонов. —
Соответственно, даже если курсы валют вернутся к тем показателям, которые были в конце третьего квартала, покупатель почувствует это через несколько месяцев».
В целом с момента начала роста курса валют цены на гаджеты как ведущих мировых производителей, так и B-брендов увеличились на 15–20%, подсчитал Тихонов.
«Мы сотрудничаем с ведущими международными производителями и осуществляем закупки товара за рубли исключительно на территории Российской Федерации, — рассказала «Газете.Ru» директор по связям с общественностью компании «Эльдорадо» Ирина Цеплинская. — Таким образом, ожидаемое увеличение цен на технику в большей степени зависит от того, насколько цены повышают поставщики, уже не говоря об увеличении цен на транспортные услуги, газ, электроэнергию, бензин.
Уже сейчас мы готовы сообщить о повышении цен на уровне от 20–30%, которое может произойти как немедленно, так и в течение месяца».
«Эльдорадо» делает все возможное для минимизации негативного эффекта от колебаний валютного курса, подчеркивает Цеплинская.
К концу первого квартала 2015 года розничные цены будут соответствовать курсу валют, прогнозирует исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Сейчас цены отстают на 30–40%, отмечает он.
Безусловно, когда розничная цена догонит разницу курса, потребительская корзина снизится.
Таким образом, у брендов новой волны, обладающих устойчивым финансовым положением, таких как Fly, Lenovo, Alcatel, будет особый шанс повысить свои продажи за счет притока к ним новых покупателей, убежден Луканин.
В случае повышения цен даже на 20–30% многие потребители будут вынуждены сократить расходы на электронику. Впрочем, делаться это будет без существенного ущерба привычкам, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин. Те потребители, которые верны качественной бытовой технике, не перейдут на более дешевые аналоги, прогнозирует он.
Многие товары — холодильники, телевизоры, стиральные машины — покупаются по мере необходимости, а не потому что «вышла новая модификация», исходя из этого можно предположить, что в целом динамика продаж не сильно упадет.
«Исключением может стать сегмент смартфонов, планшетов и компьютеров, срок жизни которых рассчитан на год-два. И именно в этом году, когда степень неопределенности в завтрашнем дне так высока, многие предпочтут перенести покупку или купить более простую модель», — говорит аналитик.
В лидерах продаж смартфонов и планшетов в денежном обороте в 2015 году останутся известные мировые производители, однако еще больше усилится роль B-брендов на рынке, ожидает Шамиль Курамшин. Одной из причин популярности B-брендов станет их доступность: покупатели будут приобретать вместо feature phones недорогие смартфоны от российских, индийских и китайских производителей.