В России очень высок уровень интернет-зависимости: по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2013 году, 22% россиян признались, что проводят в интернете слишком много времени. При этом 11% респондентов заявили, что тратят его на проверку электронной почты.
Больше интернет-зависимых в России среди молодежи. 53% россиян в возрасте от 18 до 24 лет признались, что подолгу сидят в интернете, а 44% из них поглотили социальные сети.
Россияне действительно крайне много времени проводят в соцсетях: согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией A.T. Kerney, пользователи из России, а также из Индии, Нигерии и Бразилии больше половины своего времени онлайн тратят на социальные сети. Начиная с 2011 года Россия является лидером по количеству времени, проводимого типичным пользователем интернета в соцсетях — около 13 часов в месяц.
Несмотря на то что зависимость от интернета не признана психическим расстройством официально, психологи и психиатры говорят о ней уже 20 лет. Впервые об интернет-зависимости (правда, в шуточной форме) рассказал американский врач Айвен Гольдберг еще в 1995 году. Позже на это явление обратили внимание и другие специалисты. Так, английский психолог Марк Гриффитс выделил шесть критериев, по которым можно определить интернет-зависимость, а психиатр Кимберли Янг разработала тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости.
Больше всего внимания интернет-зависимости уделяют именно в Китае: в 2008 году она была объявлена угрозой здоровью нации, тогда же были созданы реабилитационные центры для лечения людей, слишком глубоко погрузившихся в сеть. В 2009 году подобные центры появились и в США.
Как выяснили психологи из Университета Гонконга, уровень интернет-зависимости людей зависит как от уровня удовлетворенности жизнью, так и, безусловно, от уровня проникновения интернета в регион.
Ученые проанализировали данные по 89 тыс. человек из 31 страны, с 1996 по 2012 год заполнивших «опросник Янг». Интернет-зависимыми признали по итогам около 6% людей, причем наибольшая их доля – 10,9% — обнаружена в странах Ближнего Востока (в Иране, Израиле, Ливане и Турции). В Северной и Западной Европе доля интернет-зависимых оказалась наименьшей — только 2,6%.
Согласно исследованию, уровень болезненного пристрастия к интернету находится в обратной зависимости от качества жизни в стране. Люди могут погружаться в виртуальный мир, чтобы избежать стресса офлайн — в реальной жизни.
По мере того, как границы между реальным и виртуальным мирами размываются, люди, которые часто сталкиваются с проблемами в офлайне, с большей вероятностью могут использовать интернет для бегства от реальности. Следовательно, закономерно предлагать обратную связь интернет-зависимости и удовлетворенности жизнью, считают ученые.
Качество жизни определяют, основываясь как на субъективных, так и на объективных индикаторах. Психологи определяют этот конструкт как субъективную оценку уровня жизни, поэтому рейтинги качества жизни зачастую основываются на опросах людей.
Россия – страна, в которой сочетаются оба описанных гонконгскими психологами фактора.
Согласно статистике Internet World Stats, уровень проникновения интернета в России составляет 62%. Это достаточно высокий показатель: так, например, уровень проникновения интернета в США (лидере мировой IT- и телеком-индустрии) — 78%. По данным ФОМ, месячная аудитория интернета в России — 71,7 млн пользователей.
При этом качество жизни в России достаточно низкое, особенно в сравнении с большинством других стран с настолько же высоким уровнем проникновения интернета. Индекс качества жизни (where-to-be-born index), разработанный компанией Economist Intelligence Unit, базируется на методологии, связывающей исследования по субъективной оценке жизни. Методика включает в себя исследования качества жизни по девяти параметрам: здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, материальное благополучие, политическая стабильность и безопасность, климат и география, гарантия работы, политическая свобода и гендерное равенство. Последний where-to-be-born index был подсчитан в 2013 году в 80 странах мира.
Согласно этому рейтингу, Россия занимает 72-е место из 80 исследованных стран, с индексом 5,31 (на первом месте Швейцария с 8,22). Ниже российского оказались индексы только восьми стран: Сирии, Казахстана, Пакистана, Анголы, Бангладеш, Украины, Кении и Нигерии.