О том, что Apple давно хотела выйти на рынок b2b-продуктов для самых крупных компаний — сегмент Enterprise, было известно давно. Ради этого компания даже начала сотрудничество с IBM, которая была костью в горле Стива Джобса. Наконец, в рамках этого сотрудничества была разработана линейка решений IBM MobileFirst for iOS, предназначенная для устройств на платформе iOS.
Решения IBM MobileFirst for iOS будут доступны для компаний, работающих в таких областях, как банковская сфера, розничная торговля, страхование, финансовые услуги, телекоммуникации, а также для государственных органов и авиакомпаний. Первый пакет приложений включает в себя десять продуктов.
Например, для транспортных компаний предназначены решения Plan Flight и Passenger+. Первое создано для пилотов самолетов, с его помощью они могут просматривать расписание рейсов, планы полетов и списки команд, сообщать о проблемах в полете наземным службам и принимать решения об имеющихся запасах топлива, хранящихся в сервисе. Passenger+ же нужно в большей мере обслуживающему персоналу, чтобы иметь на руках информацию о пассажирах.
Для компаний, работающих в финансовой сфере, IBM и Apple разработали Advise & Grow и Trusted Advice. Они позволяют взаимодействовать банкирам с клиентами и иметь на руках аналитику своих заказчиков.
Поскольку в Америке сильно развит сегмент страховых услуг, то для них также разработано специальное решение — приложение Retention, с помощью которого страховые агенты могут работать с клиентами и получать их страховую историю.
Для госслужащих предназначены решения Case Advice и Incident Aware. Причем если первое — инструмент для чиновников и социальных служб, то второе создано для сотрудников правопорядка и позволяет получать информацию с камер слежения, а также иметь доступ к истории преступлений и другим данным.
Для сегмента розничной торговли Apple и IBM разработали приложения Sales Assist и Pick & Pack. Они позволяют сотрудникам просматривать профили покупателей, давать рекомендации на основе предыдущих и текущих покупок, проверять состояние запасов, находить товары в магазине и доставлять их со складов. Последний продукт — это Expert Tech для телекоммуникационных компаний, разработанный в большей мере для ремонтных служб и позволяющий выстраивать наиболее оптимальный маршрут выездов.
Все эти продукты внедряются, управляются и обновляются через облачные сервисы IBM. Загрузить их из магазина приложений, очевидно, нельзя, поскольку устанавливаться и управляться они будут IT-департаментами корпораций-заказчиков.
Партнеры IBM и Apple, крупные американские компании, уже смогли ознакомиться с новинками. Так, вице-президент по эксплуатации авиакомпании Air Canada Джим Тейбор рассказал, что транспортные приложения действительно будут полезны в работе, поскольку в данный момент диспетчеры и пилоты определяют необходимое количество топлива исходя из текущих факторов и личных суждений.
«Наша работа с IBM и Apple по внедрению приложения Plan Flight предоставит нашим диспетчерам и пилотам аналитику и данные, в то время как рекомендации на основе различных параметров, включая погодные условия, ожидаемое время рулежки и статистические сведения, позволят определить оптимальный объем топлива для каждого полета», — указал Тейбор.
Партнерство двух IT-гигантов с самого начала предвещало если не революцию, то по крайней мере значительный прорыв в корпоративном сегменте, рассказал «Газете.Ru» инвестиционный аналитик ИК «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин.
Опыт и мощности IBM помогут Apple сделать устройства на iOS незаменимыми не только дома, но и на работе, считает он: благодаря удобству пользовательского интерфейса, которым славится Apple, внедрение среди сотрудников не составит труда, а предоставленная IBM дополнительная поддержка и интеграция со своими сервисами выводит этот союз на принципиально новый уровень.
«Пока рано говорить о результатах, но, на мой взгляд, это последний шанс для IBM восстановить былые позиции на рынке: вместе с падением спроса упали и их акции — с начала 2013 года падение составило 17%, в то время как акции более мобильной Apple продолжают ставить новые рекорды — за аналогичный период их цена выросла на 40%», — прогнозирует Курамшин.
Сотрудничество Apple и IBM, безусловно, принесет свои плоды в сфере разработки программных продуктов на b2b-рынке, однако не стоит забывать, что на сегодняшний день именно Apple активно стимулирует сторонних независимых разработчиков приложений, отмечает директор департамента маркетинга Локо-банка Денис Зверик. «Рынок сейчас изобилует предложением, так что конкуренция за ЦА будет нешуточной», — подчеркнул он в разговоре с «Газетой.Ru».
Стандартизация, с одной стороны, позволяет существенно снизить расходы на разработку собственных приложений для банков, что делает продукты Apple и IBM привлекательными для небольших участников рынка финансовых и банковских услуг. С другой стороны, сегодня большинство крупнейших розничных банков и так тесно сотрудничают с независимыми разработчиками и предлагают своим клиентам аналогичные сервисы, рассуждает Денис Зверик.
«Таким образом, можно говорить, что Apple и IBM не предлагают ничего принципиально нового, а лишь в очередной раз переизобретают уже изобретенный и пользующийся спросом продукт», — резюмировал он.
«Необходимо дополнительно отметить, что для России, как нам кажется, подобные решения вряд ли будут актуальны, по крайней мере в краткосрочной перспективе, — добавил эксперт. Главная причина в том, что IT-инфраструктура большинства компаний создана с расчетом на программные продукты в операционных системах Microsoft, и вряд ли какой-то крупный бизнес будет что-то менять, для этого нет достаточных оснований.
Кроме того, Microsoft работает на российском b2b-рынке уже очень давно. За это время сложились тесные связи с крупным бизнесом, поэтому новому игроку вряд ли удастся быстро занять какую-то значительную долю, особенно учитывая то, что Россия вряд ли является приоритетным рынком».