О планах Facebook занять первое место на российском рынке социальных сетей рассказал в интервью порталу Business Insider руководитель европейского офиса компании Жюльен Кодорнье. По его словам, компания уже давно работает с российскими разработчиками, чтобы убедить их портировать свои приложения для Facebook. В компании рассчитывают, что таким образом вслед за российскими разработчиками в Facebook придут и российские же пользователи, которые получат привычные для себя продукты в этой социальной сети.
Кроме того, по мнению Кодорнье, Facebook должен помочь российским компаниям выйти на глобальный рынок.
«Facebook в России — новая игровая платформа. Когда мы в первый раз с Марком Цукербергом приехали в Россию, у нас в Facebook была одна российская компания. Мы сказали: «Ребята, есть место, с помощью которого вы можете выйти на международный рынок». Спустя 12 месяцев после того, как мы приехали в Россию, мы уже наблюдали вал российских компаний, которые приходили в Facebook», — рассказал Кодорнье.
«Вы можете быть королем России в VK, но это не поможет вам получить клиентов из США», — заявил представитель Facebook.
Кроме того, по словам Кодорнье, сейчас наблюдается огромный рост количества разработчиков из Восточной Европы в целом и из России, Белоруссии и Украины в частности. При этом, по его словам, количество их продуктов также очень высоко. «Посмотрите на Wargaming, самую прибыльную игровую компанию в истории. Она базируется в Минске. Вы не могли этого ожидать», — заявил он. Кодорнье считает, что следующие IT-компании, которые смогут заработать миллиарды долларов, появятся именно в Восточной Европе либо же в Израиле.
Эксперты не совсем уверены, что стратегия Facebook может оправдать себя. Так, Арсен Исрапилов, директор по маркетингу и развитию бизнеса социальной сети «Одноклассники», заявил «Газете.Ru», что российские проекты или стартапы, которые планируют выходить на международный рынок или продвигают проекты за пределами СНГ, встречаются не так уж часто. По его словам, гораздо более распространена ситуация, когда компании из других стран ищут выход на российский рынок и интегрируются с российскими социальными сетями через разработку приложений на их платформах. «Тем более для продвижения на других рынках может быть недостаточно только интеграции с Facebook. В связи с этим пока нет уверенности в том, что стратегия Facebook оправдает себя», — указал Исрапилов.
По его словам, использование для целей продвижения разработчиков приложений может быть довольно эффективным инструментом, однако многое зависит от того, как именно этот инструмент использовать, а также от мотивации компаний-разработчиков.
Исрапилов также добавил, что, возможно, Facebook следует больше учитывать специфику российского рынка, чтобы занять лидирующие позиции. Это связано с тем, что отличительная особенность российской интернет-отрасли — доминирование локальных игроков, причем не только в области социальных сетей.
На данный момент самыми популярными социальными сетями в России являются продукты Mail.Ru Group. На первом месте находится «ВКонтакте» — по данным TNS за март 2014 года, количество ее пользователей составляло 52,1 млн человек. Второе место заняли «Одноклассники», которыми пользовались 41,1 млн человек. Социальная сеть «Мой Мир» насчитывает аудиторию в 27,8 млн пользователей. Лишь после этих сервисов в России находится Facebook, который в марте этого года насчитывал 23,8 млн пользователей.
Максим Десятых, креативный директор Redmadrobot, компании — разработчика мобильных приложений, также скептически отозвался о стратегии Facebook по завоеванию российского рынка.
«Предположение, что люди выбирают для себя социальную сеть по приложениям, звучит несколько удивительно. Если Facebook проводил на эту тему какие-то исследования и тезис подтверждается, то вряд ли это было в России. Здесь школьники младших классов уговаривают родителей разрешить им зарегистрироваться «ВКонтакте», потому что там весь класс. Зрелые россияне остаются в «Одноклассниках» на всю жизнь, потому что уже не в том возрасте, чтобы что-то менять. А креативный класс предпочитает Facebook и создает там для себя среду по вкусу», — рассказал Десятых «Газете.Ru».
«Это разработчики приложений тянутся за пользователями, а не наоборот. До тех пор, пока в основных социальных сетях России будут ежедневно проводить время миллионы людей, там будут появляться приложения и игры любого качества и на любой вкус. Потому что на этом по-прежнему можно хорошо заработать и конкуренция не так высока, как на мировом рынке», — заключил он.