Китай продолжает ограничивать доступ к информации в сети: на этот раз в стране заблокировали доступ к приложению для обмена фотографиями Instagram. Согласно сайтам www.blockedinchina.net и viewdns.info, Instagram прекратил работать в стране в понедельник, а портал Greatfire.org сообщает о «противоречивых» результатах тестов в понедельник и на выходных. По информации The Wall Street Journal, в Пекине приложение Instagram работало утром в понедельник, однако позже не загружало новые фотографии у одного из сотрудников издания, находившегося в Китае, другие же не могли использовать приложение совсем.
«Мы разбираемся в этом», — заявила представитель компании Facebook, которой принадлежит Instagram, Шарлин Чиан.
Сообщения о блокировке Instagram начали звучать вскоре после столкновений между полицией и участниками массовых протестов в Гонконге в воскресенье. Полиция использовала перцовый спрей и слезоточивый газ, чтобы разогнать протестующих. Протесты начались после того, как 31 августа в Пекине объявили реформу избирательного законодательства. Десятки тысяч молодых людей вышли на центральные площади мегаполиса, обвиняя Пекин в демонтаже политики «одна страна — две системы», на условиях которой Гонконг воссоединился с материковым Китаем.
В Instagram под хэштегом #occupycentral размещено более 7,7 тыс. изображений, связанных с протестами. На многих из фотографий изображены студенты в масках и под зонтиками, окруженные клубами газа, а также желтая лента, символ протестов.
Ins, сокращенная форма названия Instagram, была самой популярной темой на китайском сервисе Weibo, аналоге Twitter, в понедельник: китайские пользователи активно жаловались на то, что не могут пользоваться соцсетью, однако некоторые из них позднее отметили, что снова получили доступ к Instagram. Только в немногих сообщениях отмечалась возможная связь этого сбоя с протестами в Гонконге, авторы большинства постов, выдающихся по хэштегу, отмечали, что не знают, почему Instagram внезапно прекратил работу. По мнению Wall Street Journal, это может означать, что сообщения в Weibo проходят цензуру.
В некоторых из китайских изданий сообщили о прекращении работы Instagram в стране, добавив, что «причины неизвестны», и без упоминаний о протестах.
Цензура в социальных медиа во время протестов и других политически значимых событий ужесточается в Китае не впервые: такое происходило, например, во время 25-й годовщины протестов на площади Тяньаньмэнь этим летом.
В июле мобильные мессенджеры Line и KakaoTalk, а также фотосервис Yahoo Flickr были недоступны в стране вскоре после ареста более чем 500 человек в результате протестов в Гонконге. Некоторые западные ресурсы, такие как Facebook и Twitter, заблокированы в Китае большую часть времени.
В августе в Китае также были ужесточены правила пользования местными приложениями-мессенджерами, такими как WeChat. Типы пользователей, которым разрешено публиковать политические новости, были ограничены.
На фоне продолжающихся акций протеста жители Гонконга переходят на мессенджер FireChat, который способен работать при отсутствии подключения к интернету и вне зоны действия сотовой связи. За последние сутки около 100 тыс. пользователей из Гонконга скачали FireChat для смартфонов, причем небольшой рост числа подписчиков наблюдался в субботу, а в воскресенье этот показатель резко увеличился.
Ужесточение российского законодательства в области госрегулирования интернета заставляет более пристально следить за событиями, происходящими в Китае. По мнению некоторых экспертов, российская модель интернета начинает все более напоминать китайскую.
«На самом деле в плане регулирования Китай сейчас несколько похож на Россию: там тоже есть заявленные ограничения, но на многие нарушения смотрят сквозь пальцы,
— рассказал «Газете.Ru» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. — Простой пример: уже два-три года есть правило, которое требует у пользователей соцсетей указывать свое настоящее имя. На практике же около 450 млн пользователей самого популярного в Китае мессенджера WeChat радостно игнорируют это правило».
С другой стороны, отмечает Казарян, когда складывается какая-то конфликтная общественно-политическая ситуация вроде нынешних протестов в Гонконге, многие из этих правил резко вспоминают.
По просьбе «Газеты.Ru» владелец известных интернет-сервисов LiveInternet и MediaMetrics Герман Клименко оценил эффективность различных форм госрегулирования интернета.
«На мой взгляд, эффективность мер регулирования в интернете зависит в первую очередь от компетенции регулирующих органов и только во вторую — от имеющихся ресурсов, как технологических, так и административных. Китай и Египет являются хорошими примерами крайностей, двумя полюсами.
Китай аккуратен, методичен, визуально нетороплив, но настойчив.
В итоге за 15 лет построен мощный и эффективный программно-аппаратный комплекс, выполняющий свою функцию контроля за распространением информации в Поднебесной. В Египте же мы видели достаточно беспорядочную борьбу власти с потоком негативной информации, которая не привела к сколь-нибудь заметному ограничению ее распространения», — считает Клименко.
«Текущий конфликт на Украине и вспыхнувшая в связи с этим информационная война между российскими и украинскими СМИ показывает, что наши чиновники учли опыт Египта и внимательно исследуют решения, применяемые в Китае. При этом надо признать, что текущая квалификация наших регуляторов вполне достаточна для детоксикации негативных потоков информации в нужной для власти мере», — добавил Клименко.