Практика стала настолько распространенной, что на рынке появился целый ряд сервисов, направленных на решение этой проблемы.
Social Sweepster — наверное, самый яркий пример такой программы. Его создатель Том Макграс, в прошлом году окончивший Университет Индианы, разработал его для того, чтобы помочь соискателям легко найти потенциально вредный контент на своих страницах в социальных медиа, используя так называемую технологию компьютерного зрения.
Поиск потенциально сомнительных фотографий, связанных с вашей личностью в онлайн-мире, был бы проще, если бы эту работу выполняли компьютеры, говорит Макграс.
Если дать Social Sweepster доступ к вашим аккаунтам в Facebook и Twitter, сервис начинает просматривать посты в соцсетях начиная с 2005 года, отфильтровывая изображения с потенциально сомнительными предметами, такими как банки пива, бутылки или красные стаканы (обязательный атрибут практически любой молодежной вечеринки в США). После этого можно выбрать фотографии и определить, удалять их, убирать упоминания о себе или просить друга убрать снимки из общего доступа.
Social Sweepster — единственное приложение такого рода, позволяющее «почистить» фотографии, но существует несколько его аналогов для работы с текстовыми постами. Например, приложение Simple Wash сканирует аккаунты пользователя в Facebook и Twitter и ищет ключевые слова, которые могут указать на сомнительные материалы. Как утверждают разработчики сервиса, «в этот список слов входят слова с самой разной степенью «грязности», от секса до наркотиков и так далее (в него даже входят некоторые реально абстрактные безумные штуки, которые вы могли запостить)». Список ключевых слов пользователи могут отрегулировать и самостоятельно.
Другая компания, Socially Clean, анализирует профиль пользователя в Facebook и сообщения, которые он оставил на страницах друзей, помогая удалять их, пока «рейтинг социальной чистоты» Facebook-аккаунта не достигнет 100%.
В России работодатели также ищут страницы потенциальных кандидатов на должности в социальных сетях, однако ситуация несколько отличается от американской.
«В России такая практика тоже начинает набирать обороты, но мы должны делать оговорку об уровне сотрудника», — рассказал «Газете.Ru» руководитель портала «Работа@Mail.ru» Роман Ефимов. В России в соцсетях проверяют далеко не каждого сотрудника, и уж тем более не недавних выпускников, которых считают своей аудиторией разработчики Social Sweepster: как правило, такой проверки удостаиваются кандидаты либо на ключевые позиции, либо на те должности, где будущий сотрудник будет представлять лицо компании.
В России отличаются не только кандидатуры, на которых обращают внимание, но и вещи, на которые обращают больше всего внимания, рассказал управляющий директор рекрутингового портала HeadHunter Михаил Жуков.
«Когда HR нечего делать, они мониторят потенциальных сотрудников, но гораздо активнее этим занимаются службы безопасности», — отмечает Жуков. Прежде всего это относится к крупным компаниям и госкомпаниям — небольшие порталы, как правило, не заморачиваются проверкой сотрудников в социальных сервисах, добавляет он.
Службы безопасности обращают внимание прежде всего на «элементы риска», которые могут компрометировать потенциального сотрудника. «Например, если у сотрудника компании в друзьях 50 сотрудников компании-конкурента, люди начинают задумываться, насколько лоялен сотрудник», — поясняет Жуков. Кроме того, вероятно, что часто мониторят и политические пристрастия соискателей, отметил он.
Русскоязычных аналогов Simple Wash и Socially Clean пока не существует, однако, судя по всему, вскоре такие сервисы станут востребованы и в России. В рунет приходят все глобальные интернет-тренды, и, по мнению экспертов, использование аккаунтов в соцсетях как своеобразного резюме пользователя не станет исключением.