Краудфандинг можно смело называть одним из главных трендов пары последних лет. Несмотря на то что сама идея коллективного сбора средств на тот или иной проект не нова, только недавно она стала повсеместной: через краудфандинг собирают средства на все, от благотворительности до покупки предметов искусства.
Всего пару недель назад музыкант Нил Янг закончил сбор средств на один из самых успешных проектов на Kickstarter. Его музыкальный плеер Pono и онлайн-магазин музыки привлекли $6,2 млн инвестиций и, как ожидается, будут запущены уже в этом году.
Kickstarter не единственный сайт, который занимается подобным сбором средств. У него есть как прямые конкуренты вроде Indiegogo, так и специализированные, например PledgeMusic, Unbound и Distrify (предназначенные для музыкантов, писателей и режиссеров соответственно), и более сфокусированные на бизнесе, помогающие стартапам собирать деньги, например Fundable, Crowdcube и Seedrs. Однако именно проекты, представленные на Kickstarter, оказались самыми влиятельными и получили наибольшую известность.
«Газета.Ru» отобрала пять самых интересных и успешных проектов этой краудфандинговой платформы.
Pebble
В мае 2012 года, еще до начала взрыва популярности «умных» часов и прочих смарт-устройств, компания Pebble собрала $10,3 млн от 68929 пользователей, став самой популярной кампанией на Kickstarter. Сегодня над смарт-часами, подобными Pebble, работают такие гиганты, как Samsung, Google и Apple, однако еще два года назад подобный проект напоминал что-то из фантастического романа.
Тем не менее в 2012 году на Pebble обратили внимание многие люди – удобно настраиваемые часы, на которые можно устанавливать приложения, показывающие уведомления от «прикрепленного» к ним смартфона и работающие с аксессуарами, например фитнес-устройствами,
К марту 2014 года пользователям доставили 400 тыся. Pebble и было представлено второе поколение устройства — Pebble Steel. Кроме того, компания запустила собственный магазин приложений для «умных» часов.
Если судить по объему полученных денег, Pebble до сих пор остается самым успешным проектом, когда-либо представленном на Kickstarter. Кроме того, этой компании удалось продемонстрировать: идеи, не впечатлившие венчурных инвесторов на первых порах, могут попасть на рынок и другим путем.
Ouya
Производитель консолей Ouya собрала $8,6 млн от 63 416 пользователей Kickstarter в августе 2012 года на создание «микроконсоли» на базе Android. Ouya обещали пользователям «открытое» устройство с каталогом бесплатных (по крайней мере в базовой версии) независимых игр. Компания позиционировала свой продукт как альтернативу традиционным консолям.
«Пришло время вернуть инновации, эксперименты и креативность на большой экран, — говорилось в заявлении Ouya на портале. – Давайте сделаем производство и покупку игр дешевле». Первые микроконсоли вышли в марте 2013 года.
Oculus Rift
Специализирующийся на виртуальной реальности стартап Oculus Rift собрал $2,4 млн от 9522 пользователей в сентябре 2012 года (этот год явно был очень удачным для Kickstarter). Компания собирала деньги на разработку шлема виртуальной реальности для игр. Разработчики, которые внесли взнос, получали возможность создавать программы для Oculus первыми.
Проект имел феноменальный успех: требуемая сумма в $250 тыс. была собрана всего за четыре часа, а первый миллион — за 36 часов.
До сих пор компания не представила даже ни одного коммерческого образца очков: обе версии очков Oculus Rift, вышедшие на сегодняшний день, предназначены для разработчиков игр. Версия для простых геймеров, как ожидается, выйдет во второй половине этого года и будет стоить $300.
В марте Oculus приобрела компания Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена): корпорация Марка Цукерберга заплатила за многообещающий проект $2 млрд. «Мы хотим сфокусироваться на построении следующей компьютерной платформы, которая придет после мобильных устройств», — комментировал Цукерберг покупку.
Project Eternity
В октябре все того же 2012 года игровая компания Obsidian Entertainment собрала чуть меньше $4 млн для создания Project Eternity — компьютерной RPG-игры о новом фэнтези-мире. Разработчики говорили, что на проект их вдохновили классические игры. «Возьмите главного героя, запоминающихся друзей и эпические исследования Baldur's Gate, добавьте веселые, интенсивные сражения и подземелья из Icewind Dale и свяжите все это вместе эмоциональным сценарием Planescape: Torment», — предлагали они.
В марте 2014 года разработчики объявили о том, что договорились о публикации игры с компанией Paradox Interactive, которая поможет их маркетингу и дистрибуции. Игра не успеет выйти в обещанный на Kickstarter срок (апрель 2014 года), однако Obsidian обещают, что это произойдет «в этом году».
Wish I Was Here
Актер и режиссер Зак Брафф, известный прежде всего как исполнитель главной роли в ситкоме «Клиника», воспользовался Kickstarter для сбора средств на съемку своего последнего фильма — комедии Wish I Was Here. Главный герой фильма, 35-летний актер-неудачник, занят поисками смысла жизни.
Кампания была запущена в апреле прошлого года. Целью было собрать $2 млн, однако собрать удалось в полтора с лишним раза больше — $3,1 млн.
Съемки фильма завершились в августе 2013 года, продлившись всего 25 дней. Первый трейлер к фильму вышел в начале апреля, а премьера состоится 18 июня этого года.