Мессенджер WhatsApp, появившийся в 2009 году, стал первым популярным приложением для обмена короткими сообщениями, рассчитанным именно на смартфоны, с привязкой к номеру телефона пользователя. К началу 2014 года число пользователей приложения достигло 450 млн, а в магазинах приложений появились десятки клонов и вариаций программы — LINE, Wazapp, Viber, Snapchat, Telegram и т.п.
Недавняя покупка WhatsApp социальной сетью Facebook за фантастические $19 млрд продемонстрировала: приложение оценили не только пользователи, но и инвесторы.
«Газета.Ru» поговорила с сооснователем и гендиректором WhatsApp Яном Кумом на выставке Mobile World Congress в Барселоне и узнала, где он будет искать новых пользователей, что произойдет после перехода компании под крыло Facebook и что будет с ней через десять лет.
— Давайте начнем с самого главного — 19-миллиардной cделки WhatsApp и Facebook. Еще несколько месяцев назад вы утверждали, что не намерены продавать свою компанию. По вашим словам, успешные компании, вроде той же Facebook или Google, не продавались. Что заставило вас изменить свое мнение?
— Дело в том, что наши компании очень схожи: у нас очень похожий взгляд на будущее — на то, куда движется мир. Наши компании подходят друг другу и удачно дополняют друг друга, так что сделка имела смысл.
— Многих пользователей WhatsApp встревожила эта сделка: Facebook отчитывалась о том, что предоставляет информацию о пользователях спецслужбам. Есть ли гарантия того, что этого не произойдет и с WhatsApp?
— Вы знаете, когда люди говорят о личной информации, мы переспрашиваем — «какой личной информации»? Мы не собираем данные: мы не знаем вашего имени, не знаем вашего возраста, вашего пола, ваш адрес... У нас нет этой информации, и мы не хотим ее узнавать.
— Не опасаетесь ли вы замедления притока новых пользователей?
— В мире много людей, у которых есть смартфоны, и наше приложение установлено только на части этих смартфонов. Сегодня в мире существует примерно полтора-два миллиарда смартфонов — это огромное число, в то время как у нас только 460 млн пользователей. Я думаю, говорить о замедлении роста WhatsApp пока слишком рано: как показывает статистика, темпы роста числа наших пользователей только ускоряются. Все больше и больше людей покупают смартфоны в таких странах, как Бразилия, Индия и Россия, и через год-два число пользователей смартфонов удвоится, утроится, учетверится. Чтобы рост числа наших пользователей продолжался, мы будем много внимания уделять тому, чтобы наш продукт хорошо работал на новых смартфонах, которые будут представлены в ближайшее время.
— Насколько высоко увеличение числа пользователей стоит в списке ваших приоритетов?
— В конце 2009 года мы сделали кое-что очень нестандартное: начали брать абонентскую плату за WhatsApp. Если бы мы хотели только расти, мы бы так не поступали. Рост нас не слишком беспокоит, он не на первом месте в списке наших приоритетов. Главная причина, по которой мы здесь, – мы стремимся построить сервис, который будет настолько крут, что все захотят им пользоваться.
— Здесь, на Mobile World Congress, вы рассказали о скором появлении в WhatsApp новой функции: теперь через это приложение можно еще и совершать голосовые звонки. Почему вы решили добавить в лаконичный мессенджер новую функцию?
— Мы эволюционируем как приложение и становимся, скорее, платформой для общения. Голосовая связь – это прежде всего то, о чем уже давно просили пользователи, а мы прислушиваемся к их предложениям. Мы также обнаружили, что сейчас подходящее время для того, чтобы добавить голосовые звонки, учитывая, где сегодня находятся технологии, сети, устройства.
— А как насчет видео?
— Мы пока не планируем вводить видеозвонки: мы не думаем, что сейчас подходящее время для этого и что оно наступит в ближайшее время. Дело сразу в нескольких факторах, вроде необходимости мощного процессора и хорошей батареи на телефоне. Также это требует ресурсов и с нашей стороны: у нас очень маленькая команда, всего 55 человек, и мы не можем объять необъятное. Мы не хотим идти и делать сразу 10 вещей посредственного качества, мы хотим заниматься одной или двумя вещи, но делать это очень хорошо. Поэтому мы фокусировались на передаче сообщений последние пять лет и достигли в этом очень многого: все используют WhatsApp. Мы возьмем такой же сфокусированный подход и направим его на голосовую связь. Распределить энергию на пять разных функций не получится, мы хотим делать всего одну вещь, но делать ее хорошо. Сейчас это голос.
— О чем еще, кроме голосовой связи, просят пользователи?
— Нам приходит много сообщений с просьбами увеличить возможности для кастомизации приложения. Еще много пишут об идентичности функций: пользователи хотят, чтобы те функции, что у нас есть на iPhone, появились и на Android, и наоборот. Часто нам просто шлют баг-репорты, которые мы обрабатываем и исправляем ошибки.
— Вы планируете в ближайшее время воплощать в жизнь другие предложения?
— Мы всегда прислушиваемся к пользователям, для нас это просто вопрос приоритетов. Есть определенные вещи, которые сделать необходимо, и другие вещи, которые можно сделать, например, через полгода.
В целом мы всегда стараемся слушать наших пользователей, чтобы создать продукт, который работает глобально, для каждой демографической группы. WhatsApp – это то, чем пользуются бабушки в Берлине, чтобы договориться о графике выгула собак, то, что продавцы овощей в Индии используют для приема заказов, и то приложение, через которое студенты в Гане составляют расписание занятий. Наш продукт утилитарный и универсальный, и мы должны хорошо осознавать этот факт и пытаться добавлять именно те функции, которые будут нужны в любой стране.
— После сделки с Facebook многие пользователи заявили о том, что покидают WhatsApp. Несколько дней назад, когда WhatsApp был недоступен более чем два часа, еще определенное число пользователей заявило, что бежит к конкурентам, судя по отзывам в App Store и Google Play. Что вы можете сделать, чтобы вернуть себе этих пользователей, вернуть их доверие?
— Во-первых, людям важно понимать, что сделка с Facebook еще не завершена и до ее завершения мы продолжаем быть независимой компанией. Даже после того, как сделка осуществится, мы по-прежнему будем функционировать как независимая компания, мы будем автономны. Мы будем по-прежнему располагаться в Mountain View, наш продукт не изменится, наша философия не изменится.
На самом деле мы не видели никаких данных, которые демонстрировали бы, что много пользователей покинули WhatsApp в последнее время. Люди не всегда делают то, что говорят. Мы чувствуем, что «эффект сети» настолько силен, что людям не так-то просто прекратить пользоваться WhatsApp, потому что его используют все их друзья.
Мы хотим успокоить людей и очень ясно сказать, что у нас нет ни малейшего намерения добавлять рекламу в WhatsApp и что WhatsApp продолжит быть независимым и автономным. Взгляните на Instagram – люди все еще пользуются этим сервисом сейчас, даже учитывая, что он уже давно стал частью Facebook. Instagram эволюционировал и вырос без указаний со стороны Facebook, и это та же модель, что будет у нас с WhatsApp. Фактически мы будем еще более автономными и независимыми, потому что мы останемся в другом городе. Так что, вместо того чтобы паниковать, надо просто задуматься на минуту и понять, что на самом деле ничего не меняется.
— У Instagram как раз появилась реклама.
— Это другое: реклама входила в их планы с самого начала — задолго до того, как Facebook их приобрел. И вообще у них другая модель монетизации. У нас уже есть своя модель монетизации, которой мы очень довольны и очень гордимся.
— Да, но такая монетизация не покрывает стоимость WhatsApp как компании: сейчас 450 млн пользователей — получается, на одного пользователя приходится почти $42, в то время как плата за использование мессенджера всего $0,99 в год. Как еще могут окупиться эти деньги?
— Я думаю, нужно смотреть на эти вещи в очень долгосрочной перспективе. Это как раз то, что очень хорошо умеют люди вроде Марка (Марка Цукерберга, гендиректора Facebook – «Газета.Ru»). Где мы будем через 10 лет? Мы надеемся, что через 10 лет смартфоны будут у 5 млрд людей, мы надеемся, что мобильные платежи будут распространены настолько, что каждый из этих 5 млрд людей будет использовать WhatsApp и платить за него. Это не слишком безумно — считать, что через 10 лет мы будем получать три-пять миллиардов долларов каждый год.