Эта история известна, кажется, всем: рыжий 19-летний второкурсник по имени Марк вызвался создать веб-сайт, на котором смогли бы общаться студенты и выпускники Гарварда. Сегодня творению Марка Цукерберга исполняется десять лет, и число активных пользователей Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), хотя бы раз за последний месяц заходивших в эту соцсеть, составляет около 1,2 млрд.
В 2004 году сайт thefacebook был всего лишь порталом для объединения студентов, впрочем, за пределы университета он вышел достаточно скоро, и уже в конце 2004 года в соцсети был зарегистрирован 1 млн пользователей. В сентябре 2006 года в социальной сети, сменившей название и веб-адрес, смогли регистрироваться не только американские студенты, но и все желающие. Неудивительно, что популярность Facebook резко возросла: к концу года в ней было уже 8 млн аккаунтов.
«Самое большое, что сделал Facebook, — он выпустил нас из тюрьмы электронной почты, —
рассказал футуролог из Кремниевой долины Пол Саффо газете USA Today. — Электронная почта подразумевала, что на нее нужно отвечать, Facebook — нет. Почта — это формальность, Facebook — приветствие. Почту отправляют, Facebook транслируют. Это просто новая социальная среда, нормы для которой мы до сих пор изучаем».
Facebook стала первой всемирно и всеобъемлюще популярной социальной сетью, и почти немедленно у нее начали появляться клоны. «ВКонтакте» — самый известный в России и один из самых успешных из них — сперва был практически неотличим от Facebook по своему дизайну, однако вскоре обрел собственную индивидуальность.
«Во всем мире Facebook начинался как студенческая сеть, а в России он превратился в коммуникативную среду интеллигенции, — рассказал «Газете.Ru» интернет-эксперт Антон Носик. — В России же появилась другая социальная сеть, которая вобрала в себя элемент студенчества, — «ВКонтакте». Здесь уникальная ситуация, что Facebook является объединяющей прослойку людей более состоятельных, более одаренных, с международным кругом знакомых. «ВКонтакте» осталась внутрироссийской сетью».
В 2007 году Microsoft купила 1,6% акций Facebook за $240 млн, оценив компанию в $15 млрд, а сам Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером в истории.
Еще через год произошло, наверное, самое знаковое событие в истории Facebook (и одно из самых знаковых в истории интернета) — появление кнопки Like, немедленно ставшей центром виртуальной Вселенной для всех завсегдатаев соцсетей.
Надо признать, что «лайк» придумал не сам Цукерберг и даже не его коллеги по Facebook: впервые этот символ появился в соцсети Surfbook, созданной голландским программистом Ван дер Меером, но ни значок, ни сама соцсеть не получили статус культовых.
Выход оскароносного фильма «Социальная сеть» в 2010 году еще сильнее впечатал Facebook в массовую культуру, сделав неотрывной ее частью.
В мае 2012 года Facebook вышла на IPO. По объему размещения, который составил $16 млрд, это первичное размещение стало вторым в истории американских компаний.
В последнее время темпы роста популярности Facebook, бывшие колоссальными, существенно замедлились, прежде всего за счет молодежи, которой эта социальная сеть уже успела надоесть, сообщают аналитики Pew Research.
Сейчас Facebook является самой востребованной социальной сетью в США, но при этом наименее интересной для подростков. Отток молодой аудитории будет продолжаться и в дальнейшем, считают эксперты: во-первых, из-за тенденции использовать для общения более короткие тексты и лаконичные фотографии (как, например, в Twitter и Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена)), во-вторых, из-за того, что Facebook заполняют родители, преподаватели и другие «скучные люди».
Психологи из Университета Юты заметили, что Facebook является самой агрессивной соцсетью, что также отпугивает молодых пользователей: в комментариях к постам Facebook слишком много негатива, а это раздражает еще больше, чем само обсуждаемое событие.
«Подросткам нравится Twitter, потому что в нем меньше взрослых, меньше родителей и меньше сложностей. Конечно, дети не удаляют свой аккаунт в Facebook, однако они проводят там значительно меньше времени, чем в Twitter, Instagram или Tumblr», — сообщила исследователь Pew Research Аманда Ленхарт.
Впрочем, хоронить Facebook рано. Две недели назад специалисты из Принстонского университета опубликовали исследование, согласно которому Facebook к 2017 году потеряет 80% своих пользователей, угаснув, как эпидемия. Представители соцсети быстро и достаточно остроумно ответили ученым, таким же образом подсчитав, что к 2021 году в Принстонском университете не останется ни одного студента.
Короче говоря, Facebook справляет свой первый юбилей достаточно бодро. Накануне социальная сеть запустила мобильное приложение Paper для iOS — новостной агрегатор на основе публикаций пользователей соцсети, получивший одобрительные отзывы экспертов, а на прошлой неделе компания объявила результаты финансовой отчетности за третий квартал 2013 года.
Показатели, в частности рост доходов от мобильной рекламы и доля мобильной рекламы в общей структуре рекламных доходов компании, впечатлили инвесторов. После объявления результатов 30 января акции компании выросли более чем на 14% и преодолели исторический максимум $60. Таким образом, с начала 2013 года стоимость ценных бумаг Facebook увеличилась вдвое. Максимальная цена, достигнутая 30 января, составила $62,1.