Разработчики видеоигр отчаянно сражаются за кошельки покупателей: все больше пользователей предпочитают играть за меньшую плату на своих смартфонах и планшетах, а не на игровых консолях. По итогам 2012 года продажи видеоигр в США составили $7,9 млрд, что на 39% меньше, чем в 2008 году. При этом, несмотря на скромные показатели продаж на игровом рынке консолей в целом, консольные блокбастеры процветают как никогда, сообщается в исследовании аналитической компании NPD Group.
Самые популярные видеоигры, как правило, являются продолжением уже получившей известность франшизы, обладают впечатляющими характеристиками и демонстрируют внушительные продажи. Яркий пример такой игры-блокбастера — последняя серия Grand Theft Auto, которой потребовалось всего три дня для того, чтобы ее продажи превысили $1 млрд. «Победы на рынке видеоигр стали действительно масштабными», — отмечает аналитик американской исследовательской компании Cowen & Company Дуг Креуц.
Коммерчески успешные игры становятся еще успешнее отчасти потому, что индустрия стала выпускать меньше видеоигр, концентрируя деньги геймеров. Согласно исследованию NPD Group, в США в 2012 году продажи 20 самых популярных игр составили 41% от всех продаж игр, что почти вдвое превышает показатели 2002 года. По данным NPD, в 2012 году в США вышло в два раза меньше наименований видеоигр, чем в 2008 году. Из-за того, что на рынок выходит меньше игр, разработчикам необходимо продавать больше копий, отмечают эксперты.
При этом издатели стремятся выжать из каждой продаваемой игры еще больше денег, продавая дополнительный контент и другие цифровые опции.
На сегодняшний день у самых популярных игр, таких, как Call of Duty, Halo и Assasin's Creed, самые большие бюджеты на разработку и больше всего преданных поклонников, поэтому они отлично продаются. «Пока другие оплакивают судьбу интерактивного развлекательного бизнеса, предоставляйте пользователям самые качественные игры в индустрии, и пользователи непременно будут их покупать», — делится секретом успеха исполнительный председатель компании Take Two, выпустившей серию GTA, Штраус Зельник.
По мнению аналитиков, у ориентации на блокбастеры есть большие риски: для разработки такой игры требуются десятки миллионов долларов.
Если продажи оказываются слабыми, издатель теряет огромные деньги. Стоимость разработки GTA V, скорее всего, превысила $100 миллионов, а затраты на ее маркетинг составили еще около $50 миллионов, предполагает аналитик компании Pacific Crest Securities Эван Уилсон. «Стандартная консольная игра окупится после продажи примерно 4 миллионов копий, в то время как десять лет назад ей для окупаемости потребовалось бы продать всего 1 миллион копий», — отмечает Уилсон.
Рост популярности многопользовательских игр, в которых игроки состязаются друг с другом в онлайне, делает крупные игры еще крупнее благодаря «сетевому эффекту» — желанию пользователей присоединиться к какому-либо сообществу, потому что «все остальные уже там», отмечает Дуг Креуц. Так, геймеры покупают игры из серии Call Of Duty не только потому, что это качественная игра, но и потому что их друзья и знакомые в нее уже играют. «Это уникальная особенность рынка видеоигр, — считает Креуц. — У фильмов нет этого эффекта: удовольствие, которое я получил от просмотра фильма «Аватар» не зависит от того, получил ли еще кто-то удовольствие от него ». При этом киноиндустрия, где по числу сборов также лидируют блокбастеры, в отличие от индустрии видеоигр смогла сохранить финансовые показатели относительно стабильными.
Приостановить снижение продаж видеоигр, возможно, удастся новым консолям Microsoft Xbox One и Sony Playstation, которые выйдут осенью этого года.
Последние версии консолей, доступные пользователям сейчас, уже успели устареть: предыдущая версия Playstation вышла семь лет назад, а Xbox 360 — восемь. Изменения на рынке видеоигр после выхода новых приставок продемонстрируют, какое будущее ждет эту индустрию, уверены аналитики.