Корпорации Google и Intel объявили о выходе новой линейки хромбуков (ноутбуков на операционной системе Chrome) с процессорами Intel Haswell на конференции Intel Developers Forum 2013 в Сан-Франциско. В линейку вошли новые модели компаний — производителей компьютеров Acer и HP, а также гаджеты от ASUS и Toshiba, до сих пор не выпускавших хромбуки.
Первые хромбуки от компаний Samsung и Acer вышли в 2011 году. На сегодняшний день, по данным исследовательской компании NPD, хромбуки составляют уже 20–25% на американском рынке компьютеров ценовой категории до $300.
Они активно используются в образовании: более 5 тыс. школ в 20% школьных районов в США внедрили компьютеры на ОС Chrome для учеников. По мнению экспертов NPD, эти гаджеты являются самым быстрорастущим сегментом рынка благодаря своим низким ценам. К примеру, Acer и Samsung предлагают компьютеры на базе Chrome OS стоимостью от $200.
Чипы Intel Haswell характеризуются низким энергопотреблением, что позволяет существенно увеличить время автономной работы устройств, отмечается в официальном блоге Google Chrome.
В ближайшее время Toshiba представит ноутбук, работающий на платформе Chrome OS, а ASUS планирует выпустить неттоп Chromebox. Более подробной информации об этих компьютерах пока нет, но о новых компьютерах от HP и Acer известно больше. HP Chromebook 14 построен на базе чипа Intel Celeron 2955U четвертого поколения и оснащен 14-дюймовым дисплеем с разрешением 1366x768 пикселей. Также хромбук от НР оснащен твердотельным накопителем емкостью 16 Гб, портами USB 2.0 и USB 3.0, слотом для SD-карт, 3,5 мм аудиоразъемом, HDMI-интерфейсом, беспроводным модулем Wi-Fi, HD-камерой и, опционально, 4G-модемом. При покупке этого компьютера пользователь получит 100 Гб дискового пространства в облачном хранилище Google Drive сроком на два года. Цена HP Chromebook 14 в самой скромной комплектации в США составит $300.
HP Chromebook 14 включается за 7 секунд, толщина его пластикового корпуса — 20,6 мм, вес — 1,86 кг. Производитель обещает, что полного заряда встроенного аккумулятора хватит на 9,5 часа работы компьютера.
В свою очередь, Acer Chromebook оснащен портами USB 2.0 и USB 3.0, устройством для чтения карт памяти формата SD/SDHC, 3,5 мм входом для подключения наушников и разъемом HDMI. У него 11,6-дюймовый дисплей разрешением 1366x768 точек. Толщина ноутбука — 19,05 мм, а вес — 1,25 кг. Этот хромбук способен функционировать в автономном режиме 8,5 часа, а время загрузки операционной системы Chrome OS на нем не превышает 8 секунд.
Новинки от HP и Acer появятся на полках американских магазинов накануне рождественских каникул.
В настоящее время выпуском и реализацией хромбуков занимаются компании Google, HP, Lenovo, Acer и Samsung.
По словам генерального менеджера Intel Software and Services Group Дуга Фишера, корпорация Intel пока не имеет представления о масштабах, которых сможет достичь рынок хромбуков. «Но если он окажется большим, упустить его мы не имеем права», — отметил Фишер.
Google, как разработчик операционной системы, планирует продолжать расширение ассортимента хромбуков и делать эти устройства все более конкурентоспособными, сообщил руководитель подразделения Google по продвижению операционных систем Android и Chrome Сандар Пичаи.
В операционной системе Chrome OS ключевая роль отводится браузеру: большинство приложений для этой платформы не устанавливаются на компьютер, а загружаются через браузер Chrome. Такая инфраструктура будет становиться все более распространенной, убежден руководитель департамента инфокоммуникационных технологий и услуг исследовательской компании J'son & Partners Consulting Владимир Карпенко.
«Мы живем в «посткомпьютерную» эру, когда персональные компьютеры, планшеты и телефоны используются в первую очередь для потребления контента и сервисов, а не для их создания. На планшетах и мобильных телефонах наиболее популярным способом потребления контента (по крайней мере пока) является использование приложений, а на персональных компьютерах — использование веб-приложений», — рассказал он «Газете.Ru». Такое положение вещей делает бессмысленным использование классической инфраструктуры наследованных операционных систем, таких как Windows, так как веб-приложения исполняются в браузере. С этим связано падение розничных продаж персональных компьютеров и ноутбуков, пояснил он.
Хромбуки — это попытка компании Google сделать классический формфактор устройств (ноутбуки) удобным для потребления контента и сервисов, причем в первую очередь контента и сервисов компании Google. Возможно, в настоящий момент это единственный шанс устройств данного формфактора на восстановление былой популярности, отмечает эксперт. Сейчас хромбуки нацелены в первую очередь на рынки с развитыми сетями ШПД (в том числе и мобильного), а также с развитой культурой потребления контента и сервисов в онлайне (рынки США и Западной Европы), однако в среднесрочной перспективе такие устройства будут доступны и востребованы и на российском рынке, убежден Владимир Карпенко.
Хромбуки все еще занимают сравнительно узкую нишу на рынке компьютеров, особенно в России,
отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«Дефицит соответствующей инфраструктуры — повсеместного доступа в интернет — не позволяет раскрыть основной функционал хромбуков и снижает их конкурентоспособность. Без актуального веб-сервиса низкая цена остается слабым утешением и не справляется с задачей формирования массового спроса», — пояснил он «Газете.Ru».
Кроме того, из-за облегченной аппаратной части хромбуки проигрывают гонку за потребителя устройствам, представленным в сопоставимом ценовом сегменте, но отличающимся более «тяжелой» начинкой. Новые релизы с продвинутыми процессорами Haswell как раз призваны решить эту проблему, считает Клягин. «Расширение функциональных возможностей, вполне вероятно, поддержит продажи нетбуков под управлением Chrome OS. Вместе с тем хромбуки все-таки несколько опережают время. Качественному расширению доли на рынке данных устройств, полагаю, будет способствовать только появление необходимой инфраструктуры — рост проникновения высокосортной сети и снижения стоимости доступа до минимальных значений и действительно массовое использование облачных решений», — говорит Максим Клягин.