Однако мастерское владение бутылками и шейкерами не основа флейринга, как может показаться рядовому зрителю, а всего лишь его элемент. Виртуозы используют в своей работе более сложные науки. О физике, психологии и других составляющих этого занятия рассказывает Сергей Владимирович Грибков – дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннеса, основоположник флейринга в России и создатель bar-show:
— Когда началось распространение флейринга в России?
— Отечественный флейринг довольно молод – тем не менее, забегая вперед, скажу, что у нас уже есть свои асы и чемпионы. Сейчас в Москве существуют четыре основных школы флейринга; вообще же это искусство, как все новое, шагает по России семимильными шагами: школы открываются во многих городах.
Началось же все с того, что в 1996 году я пришел в Российскую ассоциацию барменов и предложил свои услуги по обучению.
Тогда слово «флейринг» еще не было широко распространено, бармены подкидывали бутылки, скажем так, в частном порядке, и это называлось free style.
Я, кстати, тоже нигде не учился, а на основе опыта эквилибриста взялся за орудия бармена. Фристайл фристайлом, но привнести элемент системы было необходимо, хотя бы потому что бросать бутылки в баре небезопасно, и нужно было думать о том, как минимизировать риск.
Кстати, на Тайване барному искусству учат со школьной скамьи, причем в разных аспектах. Например, изучают химические составы напитков, и мне кажется, что это способствует не популяризации употребления алкоголя, как может показаться на первый взгляд, а наоборот. Если человек имеет представление, как воздействует алкоголь на клетки головного мозга, есть вероятность того, что он задумается, прежде чем пропустить стаканчик-другой. Одним словом, я вообще не представляю, как за стойкой может стоять бармен, который не владеет флейрингом.
Флейринг не так односложен, как может показаться на первый взгляд. Конечно, зрителям достается только результат – захватывающее шоу. Основные технические элементы флейринга – обратные захваты, броски, броски через голову, переборы, балансы и множество других трюков и их сочетаний.
Видно, что по сложности флейринг может сравниться с боевыми искусствами.
Для меня флейринг – это прежде всего спорт, основывающийся на трех «силах»: силе воли – когда человек преумножает свои возможности, силе гравитации – преодоления ее, и силе мысли, то есть оригинальности исполнения, том, что придумал именно ты. Что-то увидел, не без этого, но пропустил через себя — и получил свой неповторимый результат.
И конечно, итоговый продукт мастерства – коктейль. Есть еще одна вещь, которая не учитывается зрителем, но ее нельзя сбрасывать со счетов – это энергетика. Бармен, безусловно, вкладывает ее в приготовление напитка, и это чувствуется, хотя не всегда это можно объяснить словами.
И еще об энергетике. Я верю, что мастерство флейринга можно развить до такой степени, когда человек не дотрагивается до предметов, а перемещает их одной лишь силой энергетики.
Может, сегодня это звучит фантастически, но я думаю, что цель флейринга – в будущем полностью преодолеть гравитацию. То есть когда не только предметы, но и сам мастер находится в воздухе.
Добавлю еще несколько слов о том, чем еще увлекателен и многообещающ флейринг: не существует какого-то единого, «правильного» способа заниматься флейрингом. Все имеющиеся на сегодняшний день стили (они закреплены довольно условно) не являются конкурентными, а только дополняют друг друга.
Таким образом, мы подошли к выводу, что флейринг — это имя нарицательное и существо одушевленное и выглядит либо как «человек», либо как его фантом.
— Чем флейринг отличается от bar-show?
— Bar-show — это законченный продукт, начиная от музыкального сопровождения и заканчивая костюмом бармена. Основной составляющей является приготовление коктейлей с использованием элементов флейринга и подчас даже fire-show. Также bar-show выходит за рамки барного пространства, хотя бы потому что многие трюки сложно сделать в помещении: для шоу необходима сцена или площадка. Это, кстати, и отличает российское bar-show от зарубежного, потому что иностранцы пытаются уместить все в баре.
— Где можно увидеть искусство флейринга в действии незавсегдатаю модных баров?
— 25 ноября в клубе Phonteq House пройдет второй отборочный тур чемпионата по флейрингу Flair Kremlin Stars. Два участника выходят на бой с самими собой и устраивают битву. Один показывает трюки, второй готовит коктейль — и наоборот.
Оцениваем по пяти пунктам: вкус коктейля, гладкость – без падений и проливов, сложность – имеется в виду сложность исполнения, харизма – насколько участник ею обладает, и оригинальность – насколько шоу неповторимо.
Может быть, техническая сторона выглядит сложно для восприятия, но не надо забывать, что флейринг – это всегда впечатляющее действо, поднимающее уровень адреналина не только у исполнителей, но и у зрителей.