— В этом сезоне RFW опять переехала, расскажите, что вас прельстило в Конгресс-центре на Краснопресненской?
Конгресс-центр ЦМТ, пожалуй, старейшая площадка для светских мероприятий в Москве. Но Российская неделя моды не просто переезжает — мы полностью переделаем знакомые многим залы. На RFW в этом сезоне будет три зала показов, что, несомненно, удобно для дизайнеров. При этом основная несущая конструкция в залах, работа нашего технического партнера компании «Текон», будет уникальна по своей функциональности. Мы декорируем лобби, на втором этаже будет работать бар клуба The Most, нашего партнера в этом сезоне. В основной лаунж-зоне Russian Fashion Week будут ежедневно играть диджеи. Спонсоры RFW готовят немало приятных сюрпризов гостям недели. Главное в этом сезоне то, что почти все показы RFW снова пройдут на единой площадке. Практика отдельных шоу не для нашего города с его пробками.
— Как изменился список дизайнеров по сравнению с прошлой неделей? Каких звезд вы пригласили впервые? Кто должен произвести самое сильное впечатление?
— Все участники RFW — звезды, просто некоторые, особенно молодые — будущие звезды моды. Расписание в этом сезоне усилилось, впрочем, как обычно. Новые имена для Russian Fashion Week в этом сезоне — Виктория Андреянова, Маша Кравцова, Катя Моссина. После вынужденного перерыва вновь представят свои коллекции Тамуна Ингороква из Грузии и Елена Цокаленко из Белоруссии. Традиционно мы предоставляем подиум RFW для победителя и лауреатов конкурса «Русский Силуэт»: гран-при 2007 Андрей Репин покажет свою дебютную коллекцию, а 2 апреля будет совместный показ лучших участников последнего финала. Также традиционно на RFW будет представлена коллекция победителей Конкурса им. Ламановой — в этом сезоне Анны и Алексея Бородулиных. Несколько дизайнеров RFW не укладываются в сроки, поэтому их показы будут проходить в течение апреля — INSHADE, Лена Макашева, Руслан Гуменный, Вика Газинская, Дмитрий Логинов, Марина Ример и др. Егор Зайцев взял паузу. Жалко, потому что он неизменно вызывал интерес у западных журналистов моды, аккредитованных на RFW. Наверное, прохладное отношение наших критиков не очень вдохновляет художников, тем не менее, надеюсь, в этом году ситуация выровняется.
— А что в этом году с иностранными модельерами?
Elena Vorrea из Греции представит свою коллекцию в рамках сотрудничества RFW с аналогичной неделей в Афинах. Jenny Packham из Лондона покажет свою осенне-зимнюю коллекцию — она уже по праву может считаться постоянным участником RFW. В Мужском дне 31 марта участвует Francesco Smalto. Испанский день с участием Armand Basi, Isabel De Pedro и андалузийских дизайнеров состоится 1 апреля. Российская неделя моды ожидает звездных гостей из США, но об этом чуть позже.
— У вас запланирована большая культурная программа, в том числе дебаты. Какова цель дебатов, что вы хотите донести до зрителей и слушателей?
— Это наша совместная инициатива с партнерами и друзьями из Fashion Consulting Group. Будет три семинара, один из которых проведет известный критик моды Годфри Дини. Надеюсь, наши дизайнеры получат дополнительные знания как о мировом модном рынке, так и о потребителях моды и способах воздействия на них. Это не первый раз, когда RFW делает семинары и конференции — такое было и в прошлых сезонах. Они рассчитаны на подготовленную аудиторию, и их главная цель — расширить представления людей, заинтересованных в моде, о предмете. Совместный круглый стол с Британской высшей школой дизайна служит именно этой цели. RFW давно разрабатывает совместные программы fashion-обучения с ведущими институтами моды Европы. Дизайнер Кирилл Гассилин получил в прошлом сезоне грант на стажировку в Институте европейского дизайна в Мадриде. В этом сезоне один из дизайнеров RFW пройдет курс в Британской школе дизайна.
— Вы всегда говорили, что цель Недели — бизнес, а не шоу. Продажа коллекций байерам, открытие магазинов и прочее. Каковы итоги прошлой Недели в деловом отношении?
— Вы вырвали слова из контекста: сегодня цель даже Миланской недели моды — не открытие магазинов и работа с байерами. Цель непосредственно недель моды — промоушн, реклама. Во время недели моды концентрируется внимание всех, кто этой модой интересуется — от прессы до fashionistas. Бизнес уже давно делается за рамками показов — в шоу-румах, на отраслевых выставках. Неделя моды — это смотр самого лучшего и креативного, что есть в данной стране. Такая же идеология и у наших стратегических партнеров из Национальной палаты моды Италии, и у наших коллег из Португалии, Испании, Мексики, Китая и пр. Продвижение российских дизайнеров на всех уровнях — первоочередная задача Russian Fashion Week. А вот у дизайнеров основная цель - делать бизнес. В этом смысле неделя моды для них инструмент. И RFW мощнейший инструмент для этого. Но у каждого дома свои результаты по итогам участия - для кого-то это только PR, кто-то нашел на RFW бизнес-партнеров и инвесторов (были и такие случаи).
Как вы сейчас оцениваете объем продаж отечественной одежды в море импорта?
Сегодня доля рынка у русских модельеров и брэндов - 1-2% во всех сегментах вместе взятых - от масс-маркета до люкса. Это немного, но пять лет назад было 0.2–0.3. Так что рост налицо. Три--четыре года назад байеров бутиков и крупных магазинов было бесполезно зазывать на показы русских дизайнеров, а сегодня байеры ЦУМа запрашивают аккредитации RFW. Это значит, что через пару лет русские уже будут заметны в главных модных точках. На все нужно время.